
Новый музей располагается в старинном особняке в Большом Лёвшинском переулке и напрямую связан с историей ГИМ: в этом доме жил один из его основателей, известный историк и археолог Иван Егорович Забелин. Здание замечательно и само по себе, поэтому о нём будут рассказывать на отдельной экскурсии: классический особняк конца XVIII – начала XIX века – один из немногих в Москве, сохранивших первоначальное декоративное оформление практически без изменений. Балкон здания в новом музее планируют использовать для особых случаев.
– Раньше молодые казаки могли пообщаться с казачками только на специальных вечорках, – рассказывает директор музея Ирина Повх. – Мы тоже планируем проводить тематические вечорки и надеемся, что на этом балконе молодые люди будут делать предложения девушкам. Скоро поставим здесь герань: если она была на балконе в казачьем доме, это означало, что здесь готовы к приходу гостей.

Историю казачества в 16 залах музея рассказывают, начиная с казачьих республик XV века и заканчивая новейшим временем, в котором казаки принимают участие в специальной военной операции. Идея создать музей возникла вследствие поручения президента России Владимира Путина о поддержании культуры казачества, и Государственный исторический музей начал воплощать её в жизнь в 2017 году.
Интересно, что несмотря на все перипетии послереволюционного времени, казачье сословие в России не просто не исчезло, а даже выросло: если до Октябрьской революции в стране было 11 казачьих войск, то сейчас их 15. Феномен казачества сегодня особенно актуален – как актуальны и вопросы защиты Родины.

После прогулки по залам нового музея любой начнёт отличать донских казаков от терских, а шашку от сабли. Всего в экспозиции – более 800 предметов из собрания Государственного исторического музея, связанных с историей казачества: награды, оружие, униформа, знамёна, карты, мемориальные вещи. Всё это дополняется живописью, графикой и скульптурой. Есть и в прямом смысле слова драгоценные предметы: в ГИМе хранится самая большая коллекция жалованных казачьих ковшей. Ими царский двор награждал казаков за военные успехи: когда те приезжали в столицу с трофеями, то взамен получали жалованье на войско и царский подарок – из золотых кладовых доставался ковш, на котором вырезались памятные надписи.
Среди мемориальных вещей обращают на себя внимание табурет и посох, предположительно принадлежавшие Степану Разину. Сам казачий атаман строго смотрит на свой посох с портрета, который впервые покинул фонды Государственного исторического музея.
– Мы обнаружили его во время подготовки экспозиции, портрет раньше никогда не выставлялся, – рассказывает Григорий Зубенко, сотрудник научно-экспозиционного отдела Государственного исторического музея. – Табурет и посох Разина до революции хранились в Ораниенбауме, а в 1920-е годы поступили в ГИМ.

Когда стало известно об открытии музея, появились желающие пополнить его собрание. Одна из уникальных реликвий приехала даже из Австралии – это штандарт одного из полков Уральского казачьего войска, которое вместе с белой Оренбургской армией после поражения в Гражданской войне двинулось в долгий Голодный поход по казахстанским степям в сторону Персии. Свои полковые знамёна казаки сохранили в эмиграции. В ГИМе знамя отреставрировали и теперь каждый может полюбоваться на стяг в витрине нового музея.
Всего для новой экспозиции восстановили 22 предмета из коллекции Исторического музея. Среди того, что впервые показывают публике – портрет атамана Войска Донского Андриана Денисова, чекмень генерала пешей и конной артиллерии Черноморского казачьего войска, халат Бурятских казачьих полков Карацайского отделения, икона Богоматерь Знамение (Курская-Коренная) XVIII в.
Подавляющая часть казачьих реликвий в собраниях Государственного исторического музея датируется событиями русско-турецких и наполеоновских войн, а также Первой мировой войны. Однако музей не просто фиксирует прошлое, но и сегодня формирует образ того, как наши дни будут выглядеть в будущем.

– Исторический музей всегда реагировал на актуальные события, у нас всегда работали люди, которые понимают ценность сегодняшнего дня в перспективе того, что о нём нужно будет рассказать спустя долгие годы, – говорит генеральный директор ГИМ Алексей Левыкин. – Известно, как во время Великой Отечественной войны войны музеи спасались, уезжая в эвакуацию. Исторический музей тоже эвакуировал ценности, но в его стенах остались работать те, кто формировал коллекцию истории войны. Они буквально шли за солдатами под Москвой и теперь в музее есть потрясающее собрание, которое рассказывает об обороне столицы. Поэтому сотрудники Исторического музея сегодня работают в зоне специальной военной операции и собирают всё, что сможет в будущем рассказать об этом времени.
В отдельном зале экспозиции можно увидеть вещи казаков – героев России, которые сражаются на полях СВО. Среди них личные вещи терского атамана Владимира Попова, который служил в Афганистане и принимал участие в освобождении заложников в Будённовске, а в возрасте 69 лет возглавил в зоне СВО казачий батальон "Терек". Есть и личные вещи командира казачьего батальона "Сибирь" Олега Ликонцева, который первым из казаков получил звезду Героя России за службу в зоне специальной военной операции.
"Казаки, как и в прежние времена, не могут хорониться по станицам, зная, что Родина в опасности, – говорил Олег Ликонцев в одном из своих интервью. – "Либо грудь в крестах, либо голова в кустах", — говорили наши деды. Мы твёрдо стоим на позициях и беспощадно бьём врага".

Черкески урядника императорского конвоя
При формировании в 1832 году команды лейб-гвардии Кавказских линейных казаков Собственного Его Императорского Величества конвоя им присвоили особое обмундирование. Парадная форма включала в себя алую черкеску, белый бешмет, шапку, шаровары, сапоги. Носила её служившая в Петербурге часть команды конвоя. При парадной и повседневной форме надевались белые замшевые перчатки без краг, чёрные тафтяные галстуки (унтер-офицеры — тафтяной платок). Повседневная форма одежды от парадной отличается цветом сукна черкески — синим, под которой носился черный бешмет на синей коленкоровой подкладке. В отличие от парадной, рукава повседневной черкески шились из одного куска сукна.

Штандарт Уральского казачьего войска
Штандарт казаков-уральцев, эмигрировавших в Австралию после революции 1917 года. С 1883 года в казачьих войсках начали вводить штандарты с изображением святого — покровителя войска. Святым небесным покровителем уральских казаков является архангел Михаил, изображение которого и помещено в центре полотнища. В левой руке он держит особую сферу-зерцало (символ предвидения, переданного Архангелу Богом), в правой — копьё, к верхней части которого прикреплена белая хоругвь с изображением красного (червлёного) креста, в ознаменование победы Креста над дьяволом. Штандарт передан в дар музею войсковым старшиной Валерием Ивановичем Анненко при посредстве Фонда поддержки казачества.

Жалованный ковш Ивана Краснощёкова
Ковш пожалован императрицей Анной Иоанновной бригадиру Войска Донского Ивану Краснощёкову. Иван Матвеевич Краснощёков (1672–1742) — походный атаман донских полков, бригадир, герой русско-турецких и русско-шведских войн. Бригадир Донского казачьего войска, получил это звание первым, герой фольклора донских казаков. Погиб во время русско-шведской войны в бою близ Гельсинфорса (Хельсинки) 12 августа 1742 г. Похоронен в городе Черкасске.

Пистолет кремневый Захария Чепеги
Захарий (Харитон) Алексеевич Чепега (Кулиш) (1725 –1797) – генерал-майор, с 1788 по 1797 гг. кошевой атаман Черноморского казачьего войска. В 1790 году за участие во взятии Измаила был награжден орденом св. Георгия 3-й степени и произведён в бригадиры.

Шашка Кубанского казачьего войска
В 1904 году шашка принята на вооружение нижних чинов кавказских казачьих войск, причём шашки подобного типа применялись в этих войсках и раньше, под обозначением "таннеровки", по фамилии поставщика бельгийца Г. К. Таннера. Отличие образца 1904 г. от утверждённой в 1858 г. командующим войсками Кубанской области генерал-адъютантом графом Н. И. Евдокимовым состоит в двух долах на клинке шашки вместо трёх.

Чекмень генеральский Войска Донского
В 1837 году для всех генералов Войска Донского вводился тёмный чекмень с красной выпушкой и золотым шитьём по аналогии с сюртуком в регулярных войсках. Носился с тёмно-зелёными суконными брюками с красной выпушкой на боковых швах, эполетами и кушаком на поясе. В 1838 году для офицеров вместо сабель введены шашки.
