
Каждый, кто бывал во дворике Музея архитектуры, обращал внимание на большую бронзовую фигуру крылатой богини, опирающейся на мраморный постамент с бюстом Екатерины II. "От Екатерины дана сему месту знаменитость, оглашающая навсегда заслуги графа Румянцева-Задунайского", – гласит надпись на пьедестале памятника. За этими короткими и не совсем понятными современникам словами скрывается славная и долгая история: первая победа екатерининского вельможи, графа Петра Румянцева в череде русско-турецких войн, визит Екатерины в его подмосковное имение Троицкое, её торжества длиной в год в древней российской столице по поводу этой победы. В результате неё от Османской империи был отторгнут Крым и к России отошли земли за Дунаем, в честь чего императрица добавила к фамилии графа Румянцева приставку Задунайский, а к названию подмосковного имения Троицкое – слово Кайнарджи, часть названия болгарского поселения, в котором Румянцев в 1754 году и подписал с турками Кючук-Кайнарджийский мирный договор.

В честь этого и ещё двух мирных договоров, которые были заключены членами других поколений семьи Румянцевых, в 1815 году сын Петра Александровича Николай заказал у знаменитого итальянского скульптора Антонио Кановы мраморную аллегорию мира, воплощённую в образе крылатой богини. С этой статуи спустя 19 лет другой сын Петра Александровича Сергей заказал скульптору Василию Демут-Малиновскому бронзовую копию с бюстом Екатерины II. Она должна была напоминать о визите императрицы 80 лет назад в подмосковное имение Румянцева-Задунайского. Скульптурная группа была установлена на открытом воздухе, на въезде в Троицкое-Кайнарджи.
В 1934 году памятник переместили в Москву в Донской монастырь, на площадях которого тогда размещался Научно-исследовательский музей архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР – часть современного столичного Музея архитектуры. В 2014 году бронзовая богиня переехала на своё нынешнее место, во внутренний двор усадьбы Талызиных на Воздвиженке, в котором сегодня располагается Музей архитектуры.

За 190 лет, проведённых на открытом воздухе в разных местах Московского региона, скульптура значительно пострадала. На поверхности памятника образовались сильные загрязнения, на гранитном и мраморном постаментах – сколы, потемнения, пятна и подтёки. С задней стороны мраморного постамента была глубокая вертикальная трещина, а на гранитном были утрачены две декоративные бронзовые розетки. Что уж говорить о самих бронзовых скульптурах Екатерины и богини мира: они были сильно загрязнены и покрыты пятнами от окислов и очагов коррозии.
Восстановили скульптурную группу в рекордные сроки – всего за два месяца – восемь специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря. Работа пришлась на непогоду апрельских и майских дней, а один из мастеров, заведующий сектором реставрации каменной скульптуры ВХНРЦ имени Грабаря Дмитрий Котов, и вовсе приступил к работе после травмы, на костылях. Чтобы очистить каменную часть скульптуры, ему пришлось наложить более 70 компрессов.
– Я потерял надежду, что это можно отмыть, и предлагал ему остановиться и затонировать – это вполне реставрационный подход. Но он очень упрямый, и его упрямство победило, – рассказал на открытии обновлённого памятника заведующий мастерской реставрации полихромной деревянной и каменной скульптуры ВХНРЦ Владимир Симонов. – Что-то героическое в этой работе точно есть, потому что нам мешало всё – лил дождь, шёл снег, холодно, травмы.

Особая сложность работы состояла и в том, что над одним памятником трудились одновременно реставраторы по камню и по металлу: они буквально заливали друг друга реактивами и осыпали искрами от сварки, к которой пришлось прибегать для восстановления разорванного многолетним воздействием влаги копья богини. Чистили бережно, в соответствии с правилами научной реставрации.
– Мы сохранили на бронзе патину, потому что она очень красивая: ценность реставрации не в том, чтобы всё намертво очистить, а в том, чтобы сохранить красоту, – рассказывает художник-реставратор металла первой категории Александр Карандашев. – Скульптура живёт своей жизнью, и такие временные наложения в памятниках из бронзы имеют особую ценность.
Обновлённая богиня мира снова встречает посетителей Музея архитектуры: её может увидеть любой, кто свернёт во дворик музея из Староваганьковского переулка.