В московском женском СИЗО прошла премьера пьесы "Интуиция"

В Москве снова состоялась премьера пьесы "Интуиция". На ней присутствовал её автор Александр Цыпкин и режиссёр первой постановки – в "Современнике" – Константин Хабенский
В московском женском СИЗО прошла премьера пьесы "Интуиция"
Ольга Перегожина
Возможно, что театральная труппа отправится на гастроли по столичным изоляторам

Только вот купить билеты на спектакль было невозможно – он прошёл в московском женском СИЗО № 6. В нём отбывают срок девушки, сыгравшие в спектакле

"В СИЗО самые вкусные пирожки", – слышу я в очереди к столу с чаем и угощением. Проверяю: пирожки действительно неплохие,  особенно с картошкой. Знакомлюсь с ценителями тюремной выпечки – гостями премьеры: педагогами, психологами и студентами колледжей – и забываю на время, где нахожусь. Но ненадолго – рядом охранники в форме и с рацией. 

– Через 10 минут начало! – строго напоминают они.

Спектакль поставила театральная труппа психолога Анны Саранцевой, работающей с отбывающими срок в СИЗО № 6 девушками. Всё началось с киноклуба, участницы которого в прошлом году под руководством Анны поставили спектакль по пьесе психолога и бывшего узника концлагеря Виктора Франкла – "Синхронизация в Биркенвальде". 

Франкл – основатель логотерапии – экзистенциальной психотерапии, основанной на поиске смысла существования. А девушкам в стенах СИЗО его обязательно нужно опять обрести, чтобы адаптироваться к новой реальности и двигаться дальше.

В зале суматоха – все ждут важных гостей: "Генерал будет в зале!", "Цыпкин и Хабенский уже на подходе!".

Надзирательницы в форме рассаживают зрителей: первый и второй ряды для ветеранов УИС, а последний – для заключённых девушек, они в зелёной форме, а на головах симпатичные косынки – премьера всё-таки. 

Спектакль начинается. "Интуиция" – пьеса с 13-ю монологами о последнем моменте на Земле и жизни после смерти. Эти истории удивительно перекликаются с судьбами девушек, а произнесённые ими фразы звучат двусмысленно: "А то я как представлю лицо Ивана Сергеевича, так душа в пятки, хорошо, что здесь меня не достать..."

Заключённые в образах героев, попавших в Чистилище после смерти, рассказывают, как оказались здесь и ради чего бы вернулись обратно на Землю. Кто-то сожалеет, плачет и не верит, что это конец, пока другие принимают свою судьбу. Там, на Земле (читай, воле), у них остались родные и друзья. Становится понятен выбор пьесы – девушки говорят о себе и для себя, а не для знаменитостей.

Декорации к спектаклю девушки создавали сами после рабочей смены
Ольга Перегожина
Декорации к спектаклю девушки создавали сами после рабочей смены

– Этот спектакль – вовсе не развлечение для нас. На сцене происходит  настоящая реабилитация. Во время репетиций девочки вспоминают детство и порой плачут... Каждая из них получила травму ещё до того, как оказалась здесь. И эта травма сыграла немалую роль в жизни человека. Наша задача в том, чтобы человек, выйдя за пределы СИЗО, полностью проработал эту ситуацию,  – объясняет Анна Саранцева. 

Несмотря на философский смысл пьесы, в зале находится место и для искреннего смеха. За него спасибо Яне Любаускеке, которая играет колоритного бабника, умершего во время секса. Причитаниями о том, что он мог после ухода в мир иной придавить пузом свою любовницу, актриса взрывает зал.

Ну вот и прозвучал последний, 13-й монолог. Девушки смущённо берутся за руки и выходят на поклон. Их одаривают розами и коробками конфет. На сцену выходят Александр Цыпкин, Константин Хабенский и Анна Саранцева. Кажется, что премьера удалась – со звёздами и довольными зрителями. И только охранники, регулирующие потоки зрителей, и отсутствие окон опять напоминают, что мы в СИЗО, а не в театре.

Я пробираюсь в "закулисье" – актрисы суетятся, поглощая конфеты и пирожки на ходу: нужно спешить на рабочую смену. После ухода со сцены в них что-то изменилось: вышли из образов – и вернулись к себе прежним. Закрылись, стали жёстче. По глазам поняла, что разговаривать не хотят. 

Кадр со съёмок
Ольга Перегожина
Кадр со съёмок

Подхожу к той, у которой ещё осталась улыбка. Она сыграла Инструктора Чистилища в спектакле. 

– Для нас спектакль – это шаг вперёд и какие-то позитивные эмоции. Потому что здесь "день сурка" – одно и то же день за днём, – всё ещё улыбается она. Её зовут Анна, работает в пекарне в пищеблоке. По образованию педагог английского языка.

– Когда учим слова и готовимся? По вечерам, когда есть свободное время, – отвечает она. Спрашиваю, а как она оказалась в "чистилище"? Тут голос становится тише, а взгляд чуть потухает: 

– Статья 228 УК РФ ("Незаконное хранение и сбыт наркотических средств". – Прим. ред.). Поддалась плохому влиянию, послушала не тех людей... 

Тут из подсобки вылетает Яна – тот самый бабник-толстяк. Уже в казённой форме, но ещё со следами грима и радостным возбуждением на лице. На месте не стоит – аж подпрыгивает. Говорю ей спасибо за игру и спрашиваю о впечатлениях. Яна хохочет и коротко отвечает фразой своего героя: 

– Полный оргазм!