В прокат выходит чёрная комедия "Оторви и выбрось" от режиссёра "Папа, сдохни"

В ней полагается смеяться над домашним насилием, избиением беременных, пытками в колонии и моральным вырождением
В прокат выходит чёрная комедия "Оторви и выбрось" от режиссёра "Папа, сдохни"
Про:взгляд
Кадр из фильма “Оторви и выбрось”.

Отсидев четыре года в колонии за то, что выколола глаз любовнику-менту, который чуть не убил её после аборта, Оля (Виктория Короткова) хочет забрать свою дочку Машу (Софья Кругова) у своей матери Веры Павловны (Анна Михалкова). Дочь разбивает матери нос. Мать бьёт дочь ножом. Оля с Машей убегают. Вера Павловна и мент бросаются в погоню. Вскоре женщины наставляют друг на друга пистолеты. 

Все эти кровавые сны Веры Павловны снял Кирилл Соколов – режиссёр другой комедии, тоже про дисфункциональную семью и домашнее насилие "Папа, сдохни". Папа сдох, вылезла мать. И это, наверное, правильно. Чем натужнее шутит режиссёр, чем кошмарнее творящееся на экране, тем сильнее ощущение, что Михалкова играет абьюзивную Родину-мать, пожирающую своих детей. "Папа, сдохни" про "самого омерзительного на свете мента" (сыгравший его Виталий Хаев появляется в новом фильме в маленькой роли) прокатил в 2015 году у кинокритиков как "образцовая бэшка" (трешевый фильм категории "Б"). В 2022 году – не прокатывает.

Дело в том, что невозможно снимать треш, если он ничем не отличается от действительности. В стране, где декриминализировано домашнее насилие, смеяться над домашним насилием – это как в раковом корпусе ржать над онкобольными. Показ "смешными" пыток в колониях после слитых архивов ФСИН с массовыми изнасилованиями заключённых – явление примерно того же порядка, как "смешная" сценка про Холокост. И не как в фильме "Жизнь прекрасна", где отец в концлагере пытался представить происходящее для маленького сына игрой, чтобы защитить психику ребёнка, а как в "Комеди-клаб", раскрашенном в комиксные тона.

Кадр из фильма “Оторви и выбрось”.
Про:взгляд
Кадр из фильма “Оторви и выбрось”.

Если оторваться от того, над чем тут смеются, "Оторви и выбрось" можно назвать извращённой версией фильма "Логан", где старый и уставший Росомаха вместе с маленькой дочкой Лорой отправляется в кровавый путь. Жанрово фильм Соколова – тоже роуд-муви плюс вестерн, который тут пародируют в ключевой сцене. Маленькая Маша тоже спасает маму, как Лора спасала Логана. Тоже ведёт машину. Тоже оказывается сильнее и умнее взрослых. Только в американском "Логане" у героев была чистота и благородство. Был момент искупления для старого убийцы. Была цель – найти друзей Лоры, новое поколение молодых мутантов, у которых есть будущее.

У девочки Маши никакого будущего нет. Её окружают садисты, моральные уроды, вырожденцы и обезумевшие родственники, которых она в финале тащит буквально на своём горбу, чтобы спасти. Десятилетняя девочка может вытянуть умирающего отца, но всю Родину, населённую не людьми, а мутантами, она точно не вытащит. 

В фильме есть параллельная линия. Надзирательница колонии (Ольга Лапшина) пытается уговорить сына, работающего надзирателем всё в той же колонии, найти себе другое занятие, чтобы "ты не повторил мою паршивую жизнь". Избивший накануне беременную жену и смывающий с рук кровь парень отвечает: "Нормальная жизнь". 

В этой сцене режиссёр позволяет себе крен в социальную драму. Даже возникает соблазн решить, что Соколов мечтает о репутации не "русского Тарантино", которым его вроде бы стали называть после "Папа, сдохни", а нового Балабанова – главного специалиста по русской народной хтони. Но что-то тут не складывается, потому что часики-то тикают. В 2022 году залить, например, кетчупом цинковый гроб, откуда пахнет солдатским трупом, и сказать: "Жених приехал" под бодрую по-тарантиновски музыку – это, может быть, и режиссёрская смелость, но уж больно бесчеловечно. 

"Оторви и выбрось" – прошлогодний фильм. Если юмор не выдержал проверки временем всего в год, значит, с самого начала было не смешно.