В России запретили распространение фильма "Зелёный слоник", в котором снимался Епифанцев

По этому случаю вспоминаем 3 выдающихся фильма, которые запрещали в разных странах, чтобы не травмировать психику зрителей
В России запретили распространение фильма "Зелёный слоник", в котором снимался Епифанцев
Warner Brothers
Кадр из фильма “Заводной апельсин”.

Заводной апельсин (1971), режиссёр Стенли Кубрик

Малькольм Макдауэлл в фильме “Заводной апельсин”.
Warner Bros/Hawk Films/Kobal/REX/Shutterstock / Copyright (c) 1971 Shutterstock. No use without permission.
Малькольм Макдауэлл в фильме “Заводной апельсин”.

Алекс (Малкольм Макдауэлл в гениальной роли) возглавляет банду отморозков, которые с шутками-прибаутками насилуют, грабят и калечат. Всё очень страшно, пока не становится ещё страшнее: юношу берётся перевоспитывать государство. 

Экранизация романа Энтони Бёрджесса, превращённая Кубриком в гротескную сатиру на общество, была бы великим фильмом, даже если бы от картины осталась одна вступительная сцена. Прозванный "безумным ливерпульцем" Макдауэлл смотрит на зрителя с экрана тяжелейшим взглядом огромных голубых глаз, являя собой чистое, кристальное, незамутнённое Зло. 

Общество всё это не оценило.

В год выпуска фильм подвергся шквалу критики и запретам. СМИ наперебой писали о его вредном влиянии на молодежь. Историю о юноше, избившем до смерти старика, опубликованную в газете Times, а также другие случая насилия, напрямую связали с фильмом. В США картине присвоили рейтинг X, как порнофильму. В Великобритании "Апельсин" изъяли из проката и вернули только в 2000 году, в Ирландии - всего на год раньше. В Сингапуре запрет на фильм продержался до 2011 года. 

Техасская резня бензопилой (1974), режиссёр Тоуб Хупер

Кадр из фильма “Техасская резня бензопилой”.
Vortex
Кадр из фильма “Техасская резня бензопилой”.

Группа молодёжи отправляется узнать, кто в последнее время занимается в округе вандализмом на кладбище. По пути они заглядывают в старый дом, где жил дедушка двух ребят: над могилой старика тоже кто-то надругался. Потом за подростками начинает бегать маньяк в маске из человеческой кожи с молотком, бензопилой и чокнутой семейкой, изображавшей поначалу приятных и вменяемых жителей округи.

Снятый за гроши фильм стал родоначальником жанра слэшера (поджанр фильмов ужасов, для которого характерно наличие убийцы-психопата, который преследует и изощрённо убивает одного героя за другим), который пережил в 1970-е свой золотой век, а затем начал меняться, сворачивая то в культовую "Пилу", то в лютый трэш. Из-за невиданного уровня насилия фильм запретили к показу в 11 странах. Со временем фильм стал культовой классикой, возглавляет списки лучших хорроров всех времён и породил долгоиграющую франшизу.

Сало, или 120 дней Содома (1975), режиссёр Пьер Паоло Пазолини

Кадр из фильма “Сало, или 120 дней Содома”.
United Artists
Кадр из фильма “Сало, или 120 дней Содома”.

Фашисты держат в плену юношей и девушек из бедных семей, совершая над ними бесчисленные акты издевательств. В финале жертв не спасают, мучители остаются безнаказанными. Первая часть фильма называется "Преддверие ада", последняя - "Круг крови".

Перенеся события, возможно, самого жестокого из жестоких романов маркиза де Сада в фашистскую республику Сало, великий итальянский режиссёр-неореалист Пазолини снял страшную антитоталитарную притчу и, возможно, подписал себе смертный приговор. Угрозы убийством поступали ему ещё в период съёмок, а незадолго после их окончания Пазолини был убит (убийство так и осталось нераскрытым).

Всего через несколько дней после убийства режиссёра Комитет по цензуре запретил демонстрацию фильма. На следующий год против продюсера картины Альберто Гримальди возбудили дело о распространении порнографии. В Великобритании "Сало" разрешили к показу лишь в 2000 году. Тем не менее, многие кинокритики расценивают его как выдающееся антифашистское произведение.