В российский кинопрокат выходит картина "Нелегал" якутского режиссёра Дмитрия Давыдова

Metro поговорило с режиссёром про голод и другие мучения исполнителя главной роли на съёмочной площадке, дыхание баяна и шаманизм
В российский кинопрокат выходит картина "Нелегал" якутского режиссёра Дмитрия Давыдова
"МВК"
Кадр из фильма "Нелегал".

По сюжету фильма совсем юный герой приезжает из Киргизии в Якутию и попадает в трудовое рабство.  Он пытается сопротивляться своим хозяевам, ведь он ехал в незнакомую страну, чтобы найти очень важного человека.  

Режиссёр Дмитрий Давыдов.
"Кинотавр"
Режиссёр Дмитрий Давыдов.

В основе сценария — вымышленная история или есть реальная основа?

Сама история, конечно, придуманная. Но в фильме есть очень много сцен, взятых из жизни. Это или мои воспоминания, или то, что я где-то читал. "Нелегал" был задуман ещё в 2015 году, это один из моих самых первых сценариев. Мы его хотели снимать в 2016 году, планировали съемку уже,  но тогда не получилось по финансовым причинам. 

Ваш герой совершает путешествие — мы видим удивительные пейзажи, смену времён года. Наверное, долго снимали картину? 

У нас была 21 смена. Сначала мы снимали в Якутске, там было полегче, а потом началась экспедиция — постоянные переезды, иногда по 200 км в день. Нужно быстро снять, собраться и переехать на другое место. Ещё сложность была в том, что по сценарию история начиналась зимой, а заканчивалась ранней весной. Мы изначально так составили план — начали снимать, когда лежал снег, а в финале уже должна была появляться первая трава. Практически угадали, ждали только один день специально, чтобы снег ушёл. 

Кадр из фильма "Нелегал".
"МВК"
Кадр из фильма "Нелегал".

Главный герой у вас очень выразительный — как будто не играет, но всё на лице написано. Как нашли такого актёра? 

Искали долго, вначале я хотел найти профессионального актёра. Мы отрабатывали актёрские агентства, московские, российские. Потом смотрели актёрские базы Казахстана, Киргизии. А у меня в команда была писательница из Киргизии Уулжан Даулетбекова, и она как-то сказала, что у неё есть младший брат и что в крайнем случае его можно попробовать. Эржану было тогда 14 лет, он учился в 8 классе. И сначала мне показалось, что он слишком юный — мы всё же искали человека чуть постарше, лет 20. Но потом я на него посмотрел — он для своего возраста довольно рослый и коренастый— и принял решение, что будем снимать его. 

Легко было с ним работать? Всё-таки роль у него непростая в эмоциональном плане

Да и в физическом тоже — босиком ходить по снегу... Но мне было легко с ним, потому что он как ребёнок слушался, а я все-таки учитель по образованию, использовал свои воспитательные приёмы. Плюс мы старались снимать его настоящие эмоции. Он прилетел из Киргизии — первый раз оказался в другой стране, в Якутии — а на следующий день начались съёмки, и он не успел адаптироваться к региону, к местности. Он по сути ничего не играл, в кадре его живые реакции на происходящее — страхи, удивление. Если бы он начал проявлять свои актёрские таланты, это было бы видно. 

По сюжету ему приходится много испытаний преодолевать, и в какой-то момент мальчик выглядит замученным. Это всё же актёрская игра или ему правда несладко пришлось?   

Не знаю, может быть, это было неправильно, — но когда мы начали снимать сцены скитаний героя, мы перестали Эржана кормить. Чтобы он действительно похудел, испытывал голод, жажду, как его герой. Давали ему в день по яблоку и немного воды попить. А потом ближе к финалу постепенно начали его обратно откармливать. 

Эржан не бунтовал против голодовки?

 Нет, я его сразу предупредил, что придётся максимально выкладываться на съёмках. Так что он был готов.  

Своеобразное музыкальное сопровождение у фильма — даже не музыкальное, а шумовое.  

Изначально мы с композитором Андреем Гурьяновым решили, что у нас не будет академической музыки. Что саундтрек будет состоять из шумов, странных звуков, которые бы отражали то, что на душе у героя. И все эти звуки появляются не сразу, а только во второй половине фильма, когда он отправляется в путешествие. Композитор специально создавал звуки то ли ветра, то ли воды, а когда герой идёт по снегу, то слышно дыхание баяна — как будто дышит какое-то существо.   

Большую роль в истории играет дерево в лесу с ленточками на ветвях. Оно связано с местной религией? 

Да, это священное шаман-дерево, элемент якутской религии, веры в природу. Если будете в Якутии, то увидите, что у дорог в населённых пунктах всегда стоят такие деревья с ленточками. Считается, что в них живёт дух, у него можно попросить что-то важное для себя, наполниться силой, и ему нужно обязательно что-то подарить. Ничего нельзя брать от этого дерева, это большой грех. 

Вы тоже верите в шаманизм? Как это проявляется в вашей жизни — какие-то ритуалы выполняете?

Да, конечно, верю. Но, это скорее вера на бытовом уровне, она проявляется в отношении к природе на охоте, на рыбалке, в уважении ко всему живому, Что касается ритуалов, то это у нас очень редко происходит, обычно на праздниках. 

Вы охотник?

Нет, я рыбак. (Смеётся

Вы продолжаете совмещать кино и работу в школе? Или после победы "Пугала" на "Кинотавре" стал полегче в плане поиска финансирования? 

В начале прошлого года я ушёл из школы, занимаюсь только кино. За год снял три фильма, надеюсь, что скоро начнём снимать новую картину. В плане финансирования легче не стало. После "Кинотавра" был ряд предложений от продюсеров, но чаще предлагают снимать сериалы, а мне это не очень интересно. 

В интервью на "Кинотавре" вы говорили, что не очень довольны своими ранними картинами, что даже сомневаетесь продолжать снимать или нет. Преодолели этот кризис?

Не совсем. Мне сейчас хочется снимать другое кино, отличное от первых фильмов, просто нужно перерасти какие-то моменты. Моя проблема — я много думаю, будет ли история понятна, интересна зрителям, а хочется делать более авторские вещи, без оглядки на кого-то.