Колоритные произведения искусства ещё издалека манят своим буйством красок и переливающимися текстурами: деревянные и бронзовые скульптуры, на первый взгляд очень древние, притягивают своими причудливыми формами, а текстильные картины так и просят к ним прикоснуться.
![В Россию из Нигерии впервые привезли картины из сусального золота и гигиенических прокладок](https://static.gazetametro.ru/media/20230421140432/61314510f17edae391a41de6b5746a1b63971dd4cd213e63e471f55e5d78d8cf.jpg)
Количество скульптур и картин можно пересчитать по пальцам – первых всего шесть, а других двенадцать. По словам атташе по культуре посольства Нигерии в России Абидеми Адедеджи, картины пришлось перевозить в тубах, в ручной клади.
– Очень сложно с логистикой у нас. И нет пока что разрешительной документации для картин современных художников как для исторических произведений, которые уже зарегистрированы и имеют специальные документы. Но мы работаем над этим вопросом.
Но это далеко не единственная проблема, с которой сталкиваются нигерийские художники: во-первых, у них трудно достать карандаши и краски либо они стоят слишком дорого. Во-вторых, снискать популярность у себя на родине нигерийцам намного труднее, чем в Европе, – родные коллекционеры их попросту не признают.
![Вивиан создаёт картины из различных текстильных материалов, в том числе из бисера, мулине. Также рисует графические иллюстрации, делает мозаику, коллаж и многое другое. Её главный источник вдохновения – встречи с людьми, их эмоции и то, как окружающая среда влияет на всё это.](https://static.gazetametro.ru/media/2023042116048/4ca1721f9153d0e74a43c6e77bfcaadd6b46b235da94e5577541a4ea4729691b.jpg)
– Понимаете, наши коллекционеры очень привыкли к тому, что было раньше. Они не готовы впустить новое. Они живут прошлым. Да, у нас есть одна галерея, где находятся работы и старых, и новых художников вместе, но этого очень мало, – не без грусти отметил Абидеми Адедеджи.
Лагосский художник Раджи Бамидел подтверждает, что в Нигерии очень мало арт-площадок, из-за этого они вынуждены отправлять свои картины в Европу, даже переезжать. А художница Джозефин призналась, что не может открыть свою галерею, несмотря на большое количество идей и картин, – у неё нет денег.
Единственный способ заявить о себе – соцсети. Африканским художникам приходится много работать, чтобы раскрутить себя через Интернет. Но даже если местному арт-деятелю каким-то чудом всё же удаётся получить контракт с крупной европейской галереей, к нему всё равно относятся предвзято, подозревая, что он будет создавать какие-то однотипные вещи.
![Раджи Бамидел использует в своих работах технику сусального золота, текстурирования и украшения. А также сочетает гиперреализм, фигуративную и концептуальную живопись.](https://static.gazetametro.ru/media/2023042115040/5d805a0d4f7741a74804d560fbec530b4327b50b0d41c111b165a945d0f4afa1.jpg)
Атташе по культуре считает, что от стереотипного мышления пора отходить: современное искусство в Нигерии существует уже 50 лет, за это время африканские мастера освоили самые разные техники и стили – от классической живописи до эстампа и смешанных техник. Он добавил, что современное искусство в понимании нигерийских художников – это прежде всего реализм.
Например, Джозефин вдохновляется тем, что её окружает, и старается изобразить повседневность, перенося на полотна вещи, которые присутствуют в её жизни каждый день, даже если они "использованные". Так, на свадебном портрете семья и друзья со стороны невесты облачены в одинаковые наряды из гигиенических прокладок. По традициям в Нигерии родственники и знакомые молодожёнов выбирают один цвет, который будет присутствовать в их одежде, – так легче различить, кто пришёл со стороны невесты, а кто со стороны жениха, найти "своих".
![Джозефин дебютировала в Китайском культурном центре в Нигерии, на выставке, посвящённой Международному женскому дню в 2023 году.](https://static.gazetametro.ru/media/20230421140432/5706f9be3e3f076871fd467ef9781f416ea7cf2301fc4a314d14d8d5d2774370.jpg)
У российского посольства Нигерии амбициозные планы – они хотят привезти в нашу страну двух нигерийских художников, а ещё изменить о ней представление. В ходе конкурса "Как я вижу Россию", организованного посольством, выяснилось, что для африканских творцов Россия – самая большая страна в Северной Европе, где лежит вечный снег, который чистят люди в оранжевых костюмах. А ещё в ней много военной техники.
– Поэтому наша главная главная задача – показать реальный облик Нигерии России и наоборот, – заключил Абидеми Адедеджи.