В Швейцарии одобрили использование индивидуальных капсул для эвтаназии

Metro поговорило с разработчиком новинки, а также с юристом о законности и этичности ассистированного самоубийства в России и мире
В Швейцарии одобрили использование индивидуальных капсул для эвтаназии
кадр из видео на YouTube / youtube.com
В Швейцарии одобрили использование капсул для эвтаназии.

Устройство Sarco создано компанией Exit International, сейчас имеется уже две рабочие модели и ещё одна находится в стадии разработки. 

Капсула представляет собой футуристического вида саркофаг (отсюда и название), который полностью создан из деталей, напечатанных на 3D-принтере. Sarco имеет функцию автономной работы, поэтому его можно доставить в любое место: в родной дом, в идиллическую местность на открытом воздухе и т. д.

Принцип работы устройства весьма простой: человек ложится в капсулу, которая, как уверяют создатели, невероятно удобна, и в любой момент может нажать на кнопку и активировать своеобразный "механизм смерти" – внутреннее пространство станет герметичным и заполнится азотом, от чего концентрация кислорода в воздухе снизится до 1%.

 – Человек чувствует себя немного дезориентированным и может ощутить лёгкую эйфорию, прежде чем потеряет сознание. Всё это займёт около 30 секунд. Нет ни паники, ни ощущения удушья, – рассказал Metro разработчик ноу-хау Филип Ничке.

Стоит отметить, что официально эвтаназия в Швейцарии запрещена, однако закон позволяет предоставлять средства для добровольного самоубийства (с учётом того, что нажимает на кнопку или принимает отравляющее вещество человек самостоятельно и без посторонней помощи).

Один из экземпляров Sarco выставлен в Музее погребальной культуры в Германии.
кадр из видео на YouTube / youtube.com
Один из экземпляров Sarco выставлен в Музее погребальной культуры в Германии.

Более того, в Швейцарии работают две компании, которые предоставляют услугу ассистированного суицида. Ежегодно их услугами пользуются до двух тысяч человек. Сейчас для эвтаназии там используется раствор пентобарбитала натрия – человек после его принятия засыпает, впадает в глубокую кому, и вскоре наступает смерть. Однако многих смущает необходимое участие врачей. Sarco же предлагает попрощаться с жизнью без использования контролируемых веществ и вмешательства со стороны.

 – В настоящее время для назначения пентобарбитала натрия и подтверждения дееспособности человека необходимы врачи. Мы хотим исключить из процесса какие-либо психиатрические проверки и позволить человеку самому управлять происходящим, – пояснил создатель Sarco.

В России эвтаназия полностью запрещена законом и приравнена к убийству. При этом, если верить социологическим опросам, порядка 50% россиян считают эвтаназию допустимой в случае, когда человек безнадёжно болен и невыносимо страдает физически.

 – Советское законодательство в одно время разрешало эвтаназию, но это было ещё в 1922 году и очень непродолжительный срок. Теперь же говорить об активной эвтаназии даже не приходится, – рассказал в беседе с Metro главный юрист медицинской компании "АрхиМЕД" Денис Лилеев. – Дискуссии о том, чтобы разрешить пассивную эвтаназию (прекращение реанимационных действий), неоднократно велись в обществе, но пока по закону даже самая глубокая кома при фактически умершем мозге считается жизнью и любые действия к её прекращению будут классифицироваться как убийство.

Стран, где активная эвтаназия имеет полностью легальный статус, не так много: это Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Колумбия, Канада, Испания и Новая Зеландия. Кроме того, разрешение действует в некоторых регионах Австралии и штатах США.

 – Эти страны – центры суицидального туризма. Да, такой тоже есть, – пояснил эксперт. – Люди едут в другую страну, чтобы там на законных основаниях покончить с собой и сделать это не нанося себе увечий. В Бельгии разрешено ассистированное самоубийство несовершеннолетних, если у них неизлечимая болезнь в тяжёлой форме.

При этом основной сложностью вопроса об эвтаназии является не её законность, а этичность. И пока одни уверяют, что самоубийство недопустимо в мире, где жизнь провозглашена высшим благом, другие пытаются доказать, что жизнь в страдании благом не является.