Вассерман рассказал, почему "Что? Где? Когда?" лучше "Своей игры"

Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" впервые вышла в эфир 50 лет назад. Эрудит Анатолий Вассерман принимал участие в спортивном "ЧГК" в конце 80-х, а вот в телеверсии у него не сильно сложилось – поговорили с ним
Вассерман рассказал, почему "Что? Где? Когда?" лучше "Своей игры"
Владимир Вяткин / @РИА "Новости"
Эрудит Анатолий Вассерман во время интервью журналистам.

Спортивное ЧГК— это интеллектуальная игра, в которой команды соревнуются друг против друга на одних и тех же вопросах. В отличие от телевизионной игры, команды сдают ответы в письменном виде на специальных бланках. 

Официально появилась в августе 1989 года в СССР после учредительного конгресса МАК в Мариуполе. Игра основана на телевизионной версии, авторами которой являются Владимир Ворошилов и Наталия Стеценко, но в ней есть ряд отличий.

Одним из тех, кто начинал в спортивном "Что? Где? Когда?" – тяжеловес интеллектуальных игр, человек, чьё имя стало нарицательным обозначением эксцентричного эрудита – Анатолий Вассерман.

Почему спортивное "Что? Где? Когда?" было неизвестно широкой публике?

– Из-за нетелегеничного формата. Спорт – это чёткие правила, например, ответы даются письменно, чтобы можно было подать апелляцию в случае несогласия с правильным ответом. А на ТВ такое будет неинтересно.

Что лучше: "Своя игра" или "Что? Где? Когда?"?

– На мой вкус, "Что? Где? Когда?" интереснее. Думать – это огромное удовольствие, а думать коллективно – удовольствие ещё большее.

Когда так много  интеллектуалов собираются вместе, бывают ли конфликты?

– У ярких людей всегда бывают конфликты, были они и у меня, но  не на игровой почве, всё в частной жизни – той, что остаётся за кадром.

Вы не смогли договориться с Владимиром Ворошиловым, поэтому не продержались долго в телеверсии "Что? Где? Когда?"

– Нет, никакого конфликта у нас не было, просто я не вписался в режиссёрский рисунок телевизионной игры. В этом не было никакой трагедии. Я довольно много и долго работал на ТВ в разных качествах и прекрасно понимаю, что так бывает. С самим Владимиром Яковлевичем у нас были хорошие отношения.

Жалеете, что у вас нет хрустальной совы – награды, вручаемой лучшим знатокам?

– В моей коллекции столько разных трофеев с интеллектуальных игр, в том числе и спортивного ЧГК, что никакой печали насчёт отсутствия ещё одного нет.

Какой вопрос вам больше всего запомнился?

– Абсолютно никакой! Я никогда не запоминал вопросы, которые отыгрывал в каких-либо интеллектуальных играх, где принимал участие. Просто не вижу в этом смысла. Тем более что за время моего присутствия на ТВ и вне его я ответил на десятки тысяч. Как тут всё запомнить!

Изменило ли "Что? Где? Когда?" что-то на телевидении?

– Понимаете, телевидение у нас ориентировано не на общество, а лишь на ту его часть, которая наиболее интересна рекламодателям, а это люди очень легковерные. А легковерие – не тот принцип, который нужен для участия в интеллектуальных играх. Тем не менее формат интеллектуальных шоу состоялся и отказаться от него невозможно, в том числе благодаря "Что? Где? Когда?". Это положительный эффект.