Владимир Маяковский был самым стильным поэтом своей эпохи

На фестивале “Маяковский Fest” на ВДНХ Metro узнало, как менялся стиль одежды поэта и без каких вещей он не выходил из дома
Владимир Маяковский был самым стильным поэтом своей эпохи
РИА Новости
Поэт Владимир Владимирович Маяковский. Кадр из кинохроники.

Его стиль формировался всю жизнь. Марина Кошелева, сотрудница Государственного музея В. В. Маяковского, рассказала о трёх этапах жизни поэта – один моднее другого.

1911–1915 гг. Маяковский-футурист. Атрибуты стиля: чёрный бант и жёлтая кофта

Маяковский – футурист.
Владимир Вдовин / @ РИА Новости
Маяковский – футурист.

– Семья Маяковских жила очень бедно. Во время учёбы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у него было лишь несколько сатиновых блуз свободного покроя. Он подпоясывался шёлковым шнурком и повязывал жёлтый бант. Своим внешним видом он хотел показать, что причастен к художественной богеме, – рассказала сотрудник Государственного музея В. В. Маяковского Марина Кошелева.

Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы — гнуснейшего вида. Испытанный способ — украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок жёлтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке — галстук. Очевидно — увеличишь галстук, увеличится и фурор. А так как размеры галстука ограничены, я пошёл на хитрость: сделал галстуковую рубашку и рубашковый галстук. Впечатление неотразимое.
Владимир Маяковский

– Вскоре жёлтый бант сменился на чёрный. Он был подарен художницей Верой Шехтель, с которой поэт тогда встречался. Именно этот аксессуар был изображён на обложке первого сборника Маяковского “Я” 1913 года. В те годы он придерживался байроновского стиля – широкополая шляпа, чёрная рубашка, чёрный галстук и вообще всё чёрное, – говорит Марина Кошелева.

Жёлтый цвет был любимым у Маяковского. Кофту в чёрно-жёлтую полоску, ставшую символом русского футуризма, ему сшила мама, жёлтую ткань для кофты поэт выбирал очень тщательно. Он надел её на своё первое публичное выступление в Политехническом музее в 1913 году – как протест против правила появляться на публике во фраках и сюртуках.

Хорошо! Хорошо, когда в жёлтую кофту душа от осмотров укутана!
Владимир Маяковский (“Облако в штанах”)

1915–1922 гг. Маяковский-франт. Атрибуты стиля: английское пальто, кепка (или цилиндр), накрахмаленная рубашка и трость

Маяковский-франт.
РИА Новости
Маяковский-франт.

– Чтобы выглядеть франтом, Маяковский брал на прокат смокинг, цилиндр и трость в дешёвом магазине на Сретенке. Однажды актриса Ия Ильяшенко не согласилась идти к нему на вечер, если он будет в жёлтой кофте. Поэт ответил: “Я знаю, как надо заезжать за дамами”, – поделилась Марина Кошелева.

– После знакомства с Лилей Брик его костюм стал другим. К тому моменту он уже хорошо зарабатывал. На их совместной фотографии Маяковский одет в английское пальто и кепку, сверкает чистотой накрахмаленная рубашка с бабочкой. Забыты футуристические пёстрые одежды. А вместо взлохмаченной шевелюры – аккуратная стрижка, которую он сделал по настоянию Лили Брик. Она прежде Маяковского выехала за границу и отправляла в Москву посылки с одеждой для своего мужа Осипа Брика и Владимира Маяковского: рубашки, галстуки, мужские аксессуары, например, рубашки пастельных оттенков, и фетровые шляпы из Риги. В их письмах друг другу часто упоминаются покупки, – добавила Марина Кошелева.

В этот период в гардеробе Маяковского также появляются: пальто с чёрным бархатным воротником, розовый смокинг с чёрными атласными отворотами, жилетка из красного атласа с тёмно-красными бархатными цветами, цилиндр, лайковые перчатки и трость с набалдашником, с которой он не расставался.

1922–1930 гг. Маяковский – мировая звезда. Атрибуты стиля: двубортное пальто фасона реглан, прочные ботинки на толстой подошве, карманные часы и авторучка

Маяковский – мировая звезда.
@ РИА Новости
Маяковский – мировая звезда.

– После первой поездки Маяковского за рубеж в 1922 году он сам начинает работать над своим имиджем. Новый имидж поражает своей элегантностью и строгостью – ничего лишнего. Шляпа стала его неизменным аксессуаром, хотя в повседневной жизни поэт чаще носил кепки. Белоснежный ворот рубахи затянут галстуком, в петлице – ремешок, на котором закреплены карманные часы. Как только он начал хорошо зарабатыватьт – тут же купил себе часы, – продолжила разговор Марина Кошелева.

Человек – только с часами. Часы – только Мозера. Мозер – только у ГУМа.
Владимир Маяковский

– Красивые кожаные аксессуары Маяковский привозил из Парижа – портмоне, папка для бумаг, небольшой чемоданный несессер из жёлтой тиснёной кожи с монограммой М. В. Там же был куплен большой дорожный кофр, который в дальнейшем стоял в 11-метровой комнате поэта в Лубянском проезде и служил ему шкафом. Среди вещей, которые в то время можно было купить только за границей, у Маяковского была авторучка фирмы Remington – он постоянно носил её в нагрудном кармане. И новинка технического прогресса – портативная печатная машинка, которую он привёз из Америки в 1925 году.

Без машин поэтам туго. Жизнь поэта однорука. Пишет пёрышком, не хитр. Машинистка, плюнь на ругань, – как работнице и другу на тебе мои стихи!
Владимир Маяковский ("Товарищу машинистке")

– В Париже он приобретает пальто фасона реглан, двубортное с отложным воротником на подкладке из шерстяной байки. В России не было магазинов, где можно было купить пальто на его рост. А смокинги он не любил и называл «парижской спецодеждой», но однажды ему пришлось купить смокинг, чтобы пойти в Гранд Опера с красавицей Татьяной Яковлевой, – сказала Марина Кошелева.

По её словам, поэт любил тёплые трикотажные вещи. Его любимый клетчатый пуловер купила Мария Бурлюк, жена художника Давида Бурлюка, на блошином рынке в Америке за бесценок, но Маяковский так полюбил этот пуловер, что буквально заносил до дыр. Он быстро привыкал к вещам и неохотно с ними расставался.

Кстати, Маяковский дюжиной привозил из-за границы мужские носки для своих друзей. В СССР их шили без резинки и крепились они на подтяжки, что было не удобно. А Маяковский в одежде прежде всего ценил качество и удобство

Главной вещью в гардеробе Маяковского были ботинки. О красивой и удобной обуви выросший в нужде Маяковский мечтал с детства. В Берлине из десятка предложенных пар он выбрал самые дорогие – невысокие спортивные ботинки на толстой подошве, про которые потом написал: “Большие, дорогие и крепкие, как сама Россия”.

Лекцию о моде и другие лекции о Владимире Маяковском можно посетить на площадке Музея  В. В. Маяковского "Квартира в Студенецком переулке"