
– Мой дед Афанасий Иванович никогда не жаловался на тяготы жизни, так рассказывала бабушка, – делится Ирина Бабакова. – Для своих курсантов дед был не только строгим командиром, он относился к ним как заботливый отец. Бабушка даже невольно упрекала его: "Ты сына родного видишь реже своих мальчишек в училище!"
Афанасий Иванович стремился опекать и оберегать своих солдат во что бы то ни стало и мгновенно принимать решения. Так и случилось во время Битвы за Москву. Тогда, в октябре 1941-го, Малоярославецкое направление и село Ильинское – знаменитые "Ильинские рубежи", которые находились на пути к столице, – считались слабым местом в обороне.
– Командованием было принято решение направить туда курсантов подольских училищ. Они должны были удержать натиск противника до прихода подмоги, – продолжает Ирина Владимировна.

Лейтенант Алёшкин командовал 4-й батареей артиллерийского училища.
– Всё осложнялось тем, что большинство курсантов были совсем юными. Многие даже толком не умели обращаться с оружием, которого, кстати, катастрофически не хватало. Но защитники Ильинского рубежа готовы были идти врукопашную, только бы не пустить врагов к Москве.
Немцы не ожидали такого отчаянного сопротивления от 17-летних мальчишек. Курсантам удалось уничтожить десятки танков и бронемашин противника, а также тысячи немецких солдат.
Но оборону не удалось бы долго удерживать, если бы не изобретательность командира.
– Мой дед замаскировал дот под сруб сарая и вёл обстрел по противнику оттуда. Когда немецкие солдаты открывали ответный огонь, офицер отдавал приказ переместить орудие в запасной окоп, где пережидал атаку.

Немцы поначалу не догадывались, в чём дело. Они были уверены, что после сильного обстрела в укрытии нет живых бойцов. Но подчинённые Алёшкина снова занимали оборонительную позицию и продолжали вести огонь.
– За это дот Алёшкина был назван неумолкающим, или оживающим, – продолжает Ирина Бабакова.
Афанасию Ивановичу удалось сдерживать натиск врага больше недели. Ну а потом немцы раскрыли его хитрость. 16 октября 1941 года гитлеровцы подобрались к доту с тыла и забросали его гранатами. Помимо Афанасия Алёшкина погибло ещё 6 артиллеристов – его подчинённых.
История лейтенанта Алёшкина легла в основу книги Ирины Бабаковой "Место силы. Мои Ильинские рубежи". А чуть раньше была снята киноповесть Игоря Угольникова и Вадима Шмелёва "Подольские курсанты".

– Фильм получился пронзительным, – говорит Ирина Владимировна. – Я о дедушке знаю лишь по рассказам Елизаветы Николаевны – моей бабушки, но ощущение такое, что это стопроцентное попадание в образы. Там и личная драма жены лейтенанта, которая продолжала его ждать. Бабушка так и не вышла замуж и на протяжении 60 лет каждый год приезжала на место гибели мужа. Однажды взяла с собой меня и мы стояли у того самого дота. Нас даже сфотографировали, и этот снимок обошёл весь мир...
Через много лет уже внук Афанасия Ивановича, его тёзка, брат Ирины, уйдёт добровольцем на СВО и погибнет. В школе № 2083 в ТИНАО в память о них установят "Парту героя"...

Три вопроса о фильме "Подольские курсанты"
В нём снялась актриса театра и кино Алла Малкова, исполнив роль медсестры Карповны.
Фильм достаточно точно отражает атмосферу военного времени. Что было самым сложным на съёмках?
– Нас учили перевязывать раны, показывали, как правильно брать медицинские инструменты и какие именно – они были из того времени. Их привезли специально из передвижного музея военной медицины. Но тяжелее всех было мальчикам-курсантам, они жили полтора месяца в казармах по распорядку и под присмотром военного консультанта, который был к ним достаточно строг. На съёмках актёров поливали водой на холоде – это был проливной дождь, они падали в грязь во время боёв. Нам казалось, что мы действительно переместились в то время... Кстати, актёров на кастинге отбирали достаточно строго – никакой пластики, нарощенных ресниц и подкачанных губ. Нужны были естественные лица
Чему научила вас ваша героиня?
– Терпению. Его у меня стало больше. Было полное погружение в роль, и я думала о своей маме, которая в годы войны была медсестрой, я в этой роли пыталась прочувствовать её судьбу... Моя Карповна – та медсестра, которая и руку в трудный момент подаст, и поговорит душевно, и на себе вытащит с поля боя. У меня даже внутреннее поведение изменилось! Я всё пропустила через себя, прожила роль в полной мере. Когда снималась в этом фильме, то думала о том, что эту работу посвящаю маме, тёте и папе, – им довелось пройти войну...
Перед съёмками вы читали о лейтенанте Алёшкине?
– Конечно! По воспоминаниям его близких сложился отчётливый образ, и стало ясно: это был неординарный человек. Актёр Алексей Бардуков очень точно передал его характер и внешне даже похож – как на архивном фото...


