
Исследователи из Базельского университета выявили механизм, посредством которого некоторые кишечные бактерии могут способствовать прогрессированию рассеянного склероза (РС). Результаты, полученные в ходе экспериментов на мышах, показывают, что кишечные бактерии похожи на защитный слой, окружающий нервы, поэтому они могут вводить иммунитет в заблуждение и заставляют его ошибочно атаковать собственную нервную систему, тем самым провоцируя прогрессирование РС.
По мнению врача Тараса Симанив, не вполне корректно указывать один фактор развития РС. Подобных исследований очень много, но ни одно из них не открыло первопричину заболевания. Для его развития необходимо сочетание ряда факторов: генетическая предрасположенность, вирусные и бактериальные инфекции, среди которых на первом месте – вирус Эпштейна – Барр, дефицит витамина D.
– Что касается предрасположенности, не надо путать её с наследственностью. Есть гены, которые влияют на ряд процессов и при определённых обстоятельствах запускают дисбаланс в работе имунной системы. Вирус Эпштейна – Барр показал тесную ассоциацию с развитием РС. Он обнаружился практически у всех людей с рассеянным склерозом. Связь с дефицитом витамина D тоже доказана. Кроме того, среди рисков – экологическое загрязнение, в промышленных городах рост заболеваемости выше.
По словам врача, новые критерии диагностики, которые начали использовать российские неврологи, позволяют обнаружить заболевание раньше и сохранить качество жизни многим людям.
Как рассказал Metro врач Тарас Симанив, рассеянным склерозом в нашей стране болеют около 200 тысяч человек, и эти данные наверняка занижены – болезнь часто не могут диагностировать. Как правило, её обнаруживают у молодых людей 20–30 лет и зачастую далеко не сразу, после многократных визитов к неврологам, травматологам, ортопедам или окулистам.
– Новые методы вошли в нашу практику в конце нынешнего года, они позволяют как можно раньше диагностировать рассеянный склероз и вовремя начать его лечить, при первых признаках болезни. Несмотря на то что полного выздоровления не наступит, рассеянный склероз научились контролировать. При правильном лечении люди выходят в ремиссию, ведут активный образ жизни, могут создавать семьи.
Диагноз традиционно ставился по симптомам и МРТ головного и спинного мозга. Теперь врачи анализируют и состояние зрительного нерва, который поражается при этом заболевании – происходит снижение зрения, контрастности восприятия, появляются боли при движении глаз и пелена. Увидеть изменения в этих нервах позволяют современные томографы, да и исследования мозга теперь проводятся гораздо шире. К ним добавляется анализ спинномозговой жидкости – ликвора. И это всё уменьшает количество разночтений. При прежних критериях диагностики, появившихся ещё в 80-х годах прошлого века, поставить диагноз было сложнее. Технологии позволили с каждым новым критерием обнаруживать болезнь на более ранних сроках и снизить процент ошибок.
Нарушения остроты зрения – это не единственный симптом. Зачастую меняются координация и равновесие, появляется шаткость при ходьбе, походка становится другой, меняются мелкая моторика и движения в целом. Может измениться речь, она становится прерывистой. В конечностях появляются онемение и слабость, нарушение чувствительности, покалывание. Невозможно совершать какие-то движения и удерживать предметы. Человек не может больше бегать, он гораздо быстрее устаёт.
Добиться нормального качества жизни позволяют современные инновационные препараты, среди которых немало российских. Если зарубежные врачи кроме медикаментов зачастую рекомендуют пересадку стволовых клеток, то наши препараты, по словам Тараса Симанив, работают по тому же принципу.
– В основе заболевания лежит дисбаланс иммунной системы, клетки которой начинают вдруг поражать нервную ткань – головной и спинной мозг. Смысл пересадки стволовых клеток в том, что активная часть иммунной системы перезагружается. Аутоагрессивные клетки убиваются, а новые, стволовые, приживаются – и иммунная система начинает работать заново. Метод сложный и не даёт гарантий, это не панацея. Сейчас существуют современные препараты, которые также могут перезагрузить нервную систему, но делают это более щадящим для пациента способом. Другие лекарства вводятся через капельницу один раз в полгода, они уничтожают аутоимунные агрессивные клетки, которые появляются через этот период снова, и курс надо повторять.
Именно так удалось вернуть к жизни отчаявшуюся девушку. Легкоатлетка Ксения Курманчук подавала большие надежды в спорте. Ещё в 14 лет она начала замечать периодическое онемение в стопах, но это объяснялось врачами усталостью или нехваткой витаминов.
К 20 годам её состояние стало стремительно ухудшаться. Теперь немело всё тело, а зрение значительно ухудшилось. Она пошла на МРТ, которое показало, что в головном мозге у девушки около 20 поражённых очагов. Врач заявил, что жить ей осталось два года.
К счастью, Ксения начала искать пути спасения. Ей подобрали курс лечения, и жизнь вошла в своё русло. 15 лет девушка живёт с рассеянным склерозом, ведёт блог о своём заболевании, снова бегает. И ещё она стала мамой!

Справка:
Рассеянный склероз не связан с забывчивостью и потерей памяти. Это аутоиммунное заболевание, при котором собственный иммунитет человека начинает атаковать миелиновую оболочку нервных волокон, в результате чего нарушается координация, ухудшается зрение, появляются высокая утомляемость и онемение. Люди, страдающие этой болезнью, могут испытывать слабость в конечностях, что затрудняет движение. Усталость ощущается постоянно, даже после хорошего отдыха.