
– Сеченовский Университет — единственный медицинский университет в России, который прошёл полный путь от фундаментальных исследований до сертифицированного производства клеточного продукта и его применения в собственной клинике. Это не только новые возможности для тысяч пациентов, но и доказательство: российская наука способна создавать трансляционные технологии мирового уровня, не дожидаясь импорта решений, – подчеркнул ректор Сеченовского Университета, академик РАН Петр Глыбочко.
Новая технология состоит в том, что из жировой ткани пациента выделяют клетки и объединяют их в сфероиды. Затем имплантируют в перепонку вместе с мембраной. В ухе пациента она постепенно рассасывается, а на её месте формируется собственная ткань, идентичная по структуре и функциям естественной перепонке.
– Эти операции стали возможны благодаря разработке платформенной технологии. В ближайшее время планируем применять аналогичные биоэквиваленты для восстановления голосовых складок и структур полости носа, а в дальнейшем — для уретры и других трубчатых органов, — отметил профессор Пётр Тимашев, научный руководитель НТПБ Сеченовского Университета.
Первая пациентка, 36-летняя Елена Васнецова, перенёсшая операцию, рассказала Metro, что не могла вылечить правосторонний отит с лабиринтитом с марта.
Весной она обратилась в ЛОР-клинику, где ей прокололи перепонку для дренирования гноя и установили шунт. После назначенного лечения женщине становилось хуже. Развилась острая реакция на капли, ткани вокруг шунта разрушились, и он провалился внутрь среднего уха. После удаления шунта сформировалась стойкая крупная перфорация, которая так и не зажила самостоятельно.
Лечение продолжилось, но качество жизни Елены ухудшалось.
– Правое ухо с отверстием хуже слышало, я всё время переспрашивала, не могла разобрать слов, – вспоминает она. – Его нужно было беречь от попадания влаги. Ещё переживала, что может присоединиться инфекция, ведь я работаю с бактериологическими лабораториями, поэтому риск заполучить её был выше. Нужно было что-то делать, чтобы ухо "починить".
Женщина продолжала ходить к ЛОРу, но отверстие не зарастало, и врач порекомендовал ей операцию по восстановлению барабанной перепонки. Вскоре ей позвонил хирург и рассказал, что поговорил с её лечащим врачом, посмотрел снимки и хочет предложить мне попробовать новый метод лечения.
В итоге Елена пришла на консультацию в Сеченовку и ей предложили уникальную помощь.
– В случае неудачи можно было бы всё равно сделать операцию традиционным методом. И я согласилась. У меня было много разных операций, и в этот раз я волновалась, но не боялась. Была какая-то внутренняя уверенность, что всё получится.
Под местным наркозом у женщины взяли кусочек жировой ткани с живота. Спустя какое-то время ей позвонили и пригласили на следующий этап – восстановление барабаной перепонки, также под местным наркозом.
– Операция заняла около сорока минут — значительно меньше, чем при классической тимпанопластике (восстановлении перепонки с помощью "заплаток" из хрящевой ткани). У прооперированных пациентов — благоприятное течение послеоперационного периода, — сообщил директор клиники болезней уха, горла и носа Сеченовского Университета профессор Валерий Свистушкин, добавив, что у первой пациентки всё полностью зажило через три недели.
– Период после операции был комфортным. Сейчас я чувствую себя хорошо, правое ухо стало слышать лучше, – добавила Елена.
В Сеченовском университете обратили внимание, что исследования ведутся при поддержке программы "Приоритет-2030" Нацпроекта "Молодёжь и дети".