Социальные льготы и гарантии, они же соцпакет, плюшки, коврижки, – изобретение не сегодняшнего дня. В новейшей истории его появление относят к 1970-м. Чем дальше от дня закрепления данного предложения в трудовых отношениях между компанией и работником, тем больше деформаций претерпевает доступный набор льгот.
Эксперты НИУ ВШЭ при поддержке РАН пристально изучили цифры и факты изменения состава соцпакета с 2000 по 2018 год и пришли к грустным выводам: бюджет на пакеты год за годом урезают – коврижки и плюшки утоньшаются. Неудивительно, что особенно сильно истощился пакет льгот и гарантий в середине 1990-х. Что говорить, такие были времена – затронули все сферы.
– В 1992–1995 годах охват работников различными видами компенсаций сократился на 5–30%, – подсчитали исследователи, –количество социальных объектов на балансе предприятий — на 90%.
В наши дни, как удалось установить экспертам, в социальном пакете можно обнаружить "продукцию", гарантированную законом (отпуск, больничный, декрет и так далее), распространённую (ДМС, компенсация за еду, проезд, отдых, спорт, скидки от партнеров, и т. д.) и коврижки, добавленные по особому желанию работодателя: апельсины по утру, ДМС для родственников, кредиты и акции компании...
Звучит неплохо. Но при сопоставлении данных за прошедшие годы выясняется, что льгот и гарантий в пакете всё меньше. Похоже, прохудился "мешочек". Всё тоньше группа сотрудников, отправляющихся за счёт работодателя подтянуть здоровье в санатории: показатели упали в 2,8 раза. Реже удается добраться из пункта А на любимую работу, потратив не свои, а запасы компании: зафиксировано снижение показателей почти в 2 раза. И отобедать в корпоративной столовой теперь получается у единиц: спад в 17 с лишним раз.
Изучив грустную динамику, выявленную экспертами, Metro вышло с пакетом, так сказать, "в поле". Посмотрело на всем известном онлайн-сервисе по поиску работы, что указывают рекрутеры в графе "Наши условия". Выяснилось, что большинство предпочитает написать про соцпакет просто "расширенный" или "стандартный". А уж там догадывайся или пытай на собеседовании хладнокровного hr-менеджера. Часто для усиления эффекта бурлящего добра и благополучия внутри компании рекрутеры добавляют в описание слова про дружескую атмосферу (а как проверишь и чем докажешь?), чувство локтя и открытость всех и каждого.
Рекрутеры Минфина России поступили оригинальнее всех, отправив соискателей штудировать закон.
Но мы и на этом не остановились. А обратились непосредственно к работодателям с прямым, но совсем не провокационным вопросом: что у вас в пакете?
Спойлер: все опрошенные дружно признались, что заботятся о сотрудниках, стремятся предоставить широкий спектр льгот, гарантий и возможностей.
Например, в компании Ozon рассказали Metro про длинный список полезных возможностей для сотрудников. В нём обучение, скидки и бонусы от партнёров, сертификат в подарок при важных событиях в жизни сотрудника... Сотрудникам доступны занятия спортом, в том числе в онлайн-формате. Приятный бонус для спортсмена-сотрудника заключается в том, что компания берёт на себя расходы на участие в соревнованиях.
– Сотруднику достаточно показать свой пропуск или зарегистрироваться через корпоративную почту для получения скидки или бонуса от партнёров компании, – уточнили в разговоре с Metro представители компании.
Про соцпакет для команды ФГ "ФИНАМ" Metro поведала Екатерина Грипась, руководитель управления по работе с персоналом. Льготы и гарантии ждут сотрудников в "Кафетерии". Такой формат.
– В нашем "Кафетерии льгот" бонусы может выбрать сам сотрудник, – объяснила Metro Екатерина Грипась, – исходя из своих интересов. Это и ДМС, и компенсация обучения, компенсация части затрат на отпуск, абонемента в спортклуб и т. д. В период пандемии мы расширили географию сотрудников, поэтому в пакет ДМС были добавлены и регионы. На момент пандемии это основное изменение. Соцпакет мы не сокращали, в текущем году он увеличен и по стоимости, и по наполнению.
Управляющий директор по работе с персоналом "Райффайзен Банка" Владимир Химаныч обратил внимание Metro, что в их вселенной пакет приобрёл геометрический вид – сферы.
– Программа благополучия сотрудников "Райффайзен сфера" включает специальные предложения и льготы, направленные на пять сфер жизни, – уточнил для Metro Владимир Химаныч, – отличное состояние которых позволяет сотрудникам чувствовать себя лучше: карьеру, финансовое и социальное благополучие, психологическое и физическое здоровье.