КИНОРЕЦЕНЗИЯ

Вы смотрели когда-нибудь детский фильм ужасов? Именно так воспринимается "Проклятие Артура"

В хорроре от Люка Бессона то ли специально, то ли случайно удаётся рассмешить и даже пару раз удивить всё повидавшего зрителя
Кадр из фильма “Проклятие Артура”.
Централ Партнершип

Юноша Алекс (Матье Бергер) фанатеет по фэнтези-саге об Артуре и минипутах, которую снял Люк Бессон (это симпатичный семейный фильм, породивший два сиквела). В свой день рождения вместе с компанией друзей Алекс приезжает в дом, в котором снимали фильм. 

По дороге подросткам попадается подозрительный дядя с густой бородой, похожий сразу на всех реднеков-маньяков из американских слэшеров (реднеки – прозвище жителей американской глубинки, в переводе на русский – "красношеие", из-за характерного загара работяг). Он предупреждает их не соваться на территорию дома. Как все подростки из американских слэшеров, Алекс с друзьями не прислушивается, о чём примерно через полчаса экранного времени начинает сильно жалеть.  

Кадр из фильма “Проклятие Артура”.
Централ Партнершип

Люк Бессон, конечно, один из самых странных людей во всей истории кино. Он снял как минимум два шедевра – "Подземку" про холодное городское одиночество с великой Изабель Аджани и "Леона", после которого наёмный убийца на экране навсегда стал сложным, загадочным и симпатичным персонажем. Его другой иконический персонаж – Никита из одноимённого фильма – была сильной женщиной до наступления эпохи сильных женщин. Без "Пятого элемента" обеднела бы вся культура 90-х. Без "Такси" не было бы единственной европейской экшен-франшизы, не уступающей голливудской. Без всего остального… мы бы смогли прожить. 

Бессон дико и безбашенно мечется по жанрам, превратившись в символ трешевого кинематографа, но в то же время без него было бы, пожалуй, скучно. Действительно, кто ещё решится в эпоху визионерского, интеллектуального, эстетского постхоррора, когда ужасы символизируют душевные переживания героев, снять подростковый слэшер с самыми тупыми подростками, когда-либо появлявшимися в фильме ужасов? По сравнению с ними молодёжь из пародийной "Хижины в лесу" – просто гении. Они, по крайней мере, смотрели фильмы ужасов и знают, чего бояться. 

Но подростки из "Проклятия" не смотрели фильмы ужасов. Они смотрели "Артура и минипутов". Те самые первые полчаса, за вычетом зловещего мужика, мы смотрим залитое солнцем детское кино про нежный возраст, не знающий проблем. Это не какая-нибудь “Эйфория” с наркотиками и съёмками школьниц в веб-порно. Наивные подростки с широко открытыми глазами застенчиво целуются и поют песни у костра, как в советском фильме про пионерский лагерь. Можете себе представить впечатление, когда из всей этой ясноглазой юности начнёт хлестать кровища. Спойлер: это очень смешно. Не сочтите за цинизм: так и было задумано. Скорее всего.

Кадр из фильма “Проклятие Артура”.
Централ Партнершип

Пародийная интонация фильма (осознанная или появившаяся от безбашенности Бессона) осознаётся ближе к финалу, когда градус абсурда доходит до предела и дикая экранная кутерьма снимается в рапиде (замедленная съёмка). На моменте объяснения, кто был маньяком, зал рухнет от хохота, мы вам обещаем.

Специально или случайно Бессон снял язвительную пародию на современные арт-хорроры с их интеллектуальностью, феминизмом и нарушением старых канонов. Особенно досталось "Солнцестоянию" Ари Астера – режиссёра, возглавляющего само направление постхоррора. Добавить бы Бессону постиронии (будь фильм чуть серьёзнее и абсурднее одновременно), наверное, вообще бы был жанровый шедевр.