В прокате вышел дебютный полнометражный фильм Антона Маслова “Многоэтажка”

Поговорили с режиссёром о соседях в нашей жизни, прекрасной Татьяне Догилевой на съёмочной площадке и переходе с сериального формата на большой экран
В прокате вышел дебютный полнометражный фильм Антона Маслова “Многоэтажка”
Архив режиссёра.
Режиссёр Антон Маслов.

На видеосервисе Start сейчас можно посмотреть свежий триллер “Многоэтажка”, которым Антон Маслов дебютировал в полнометражном кино. В этом городском триллере старшеклассница (Дарья Щербакова) заходит в подъезд высотного дома и исчезает. Девушку пытается разыскать отец (Денис Никифоров). Но детективными поисками дело не ограничивается. Фильм быстро сворачивает на территорию социального исследования. В многочисленных персонажах истории каждый легко узнает знакомые типажи. Поговорили обо всём это с режиссёром.

Как от комедийных “Вампиров” (речь идёт о сериале "Вампиры средней полосы") вы перешли к “Многоэтажке”, по сути, не столько триллеру, сколько социальной драме?

Я давно хотел попробовать более драматические истории, в какой-то момент я разрабатывал проект для Первого канала. Тогда этого не случилось, ну и хорошо.

Почему хорошо?

Я считаю, все, что делается, то к лучшему. Я готовил проект, он не пошёл дальше из-за бюджетирования, я снял “ИП Пирогову”, и я этим доволен. 

И я довольна. Мне нравится и “Пирогова”, и “Вампиры”, в общем, всё, что вы делаете, как выяснилось.

Спасибо большое! В “ИП Пироговой” всю еду снимаю я до сих пор, это осталось моим хобби. Любой режиссёр, это как с длиной и цветом волос, хочет попробовать другое, потому что это исследование себя. К комедийным режиссёрам, на мой взгляд, незаслуженно относятся с лёгкостью. Считается, что комедийный режиссёр занимается лёгким жанром. И самое страшное услышать: “Нормальный, лёгкий фильм”. Для любого режиссёра, для меня точно, интересно было снять драму, рассказать свои истории тёмных углов, и доказать, что я могу, что я умею.

Для вас это был не только переход от комедии к драме, но и переход от сериалов к полному метру. Что было в этом самым особенным?

Я понял, что я просто люблю снимать. Для меня самое главное - создавать. Полный метр, сериал… Для меня не было сложного перехода. “Вампиры средней полосы” это уже кино, гораздо более кинематографичная история, чем мои предыдущие проекты. Вот вы сказали о переходе от комедии к более серьёзному, но ведь “Вампиры” это не чистый жанр, не комедия в чистом виде. Для меня идеальный жанр это драмеди или “лирическая комедия”, как её называли в Советском Союзе. Невозможна комедия без драмы и наоборот. Да ещё мы русские, в нас драма заложена генетически. 

“Многоэтажка” напомнила мне “Высотку” с Томом Хиддлстоном, по антиутопии Балларда. Где высотный дом это метафора всего общества, которое гибнет.

Да, я смотрел начало фильма. 

То есть вас “Высотка” вдохновляла?

“Высотка” всё-таки в другом направлении, мы в неё не сильно вглядывались. Это очень яркая выдуманная история, в которой всё рушится, как карточный домик. А у нас в первую очередь история людей, пусть не реальных людей, но узнаваемых. Мы вдохновлялись большим количеством фильмов, и “Заложницей”, и историями про потерянных детей, но наше кино всё-таки идёт по своему руслу. Поначалу это детектив, а в финале у каждого зрителя будет свое видение истории. Это и драма человека, и социальный подтекст, и мелодрама, и семейная драмеди. После премьеры каждый зритель нам рассказывал свою историю. Одна девушка в зале сказала, что после фильма позвонила отцу, с которым не виделась десять лет. 

Каждый действительно увидит своё в зависимости от того, как оптика настроена. У меня социальная оптика, поэтому я вижу историю притчевого характера о социуме, где не столько люди, сколько типажи. Вот как о “Котловане” Платонова сказал Бродский, что там главный герой это народ. 

Я всегда говорил, что для меня главный герой “Многоэтажки” это соседи. Люди, которые нас окружают. Исследование соседства для меня было первостепенной задачей. Соседи для нас - это единое целое. Разные по статусу, по возрасту, уровню и пониманию жизни, но по факту это один человек с многогранным характером. Мы пыталась сделать так, чтобы они не были неприятными, не противопоставлять: вот есть мы - хорошие, и они - плохие. У каждого своя правда. Очень важен момент перехода, когда люди, которые только что помогали, начинают раздражаться и занимают позицию “моя хата с краю”.

Изучение психологии толпы?

Так и есть. Потому что все люди хорошие. Все хорошие, пока не нужно сдать дополнительных двадцать рублей на домофон. В моём доме не могут договориться, чтобы посадить консьержку, уже девять лет.

Это ваше наболевшее в фильме?

Слушайте, это классная тема! Потому что у каждого человека есть история про своего соседа. У вас наверняка есть. К нам приходили артисты, и каждый, прочитав сценарий, начинал что-то рассказывать про своих соседей. 

Татьяна Догилева снималась у вас уже на втором проекте, после “Вампиров”. Были какие-то особенности второй работы?

На “Многоэтажке” Татьяна Анатольевна была гораздо более открытой. Ей очень нравился этот персонаж. От её роли каждый получит удовольствие. И каждый узнает этот типаж. Очень надеюсь, что мы с Татьяной Анатольевной ещё поработаем. Более того, мы уже работаем. Она - одна из моих самых любимых артисток. 

В “Многоэтажке” она настолько настоящая, что искры от экрана летят.

Да! И она всем очень помогала, особенно начинающим артистам. Это было очень классно - наблюдать, как на площадке происходила передача мощнейшего опыта следующему поколению.