За прошедший год россияне украли с полок магазинов товаров на 368 млн рублей

Интеллектуальные системы видеонаблюдения вся чаще выявляют воров среди посетителей и нечистых на руку работников торговых сетей. Что чаще воруют россияне и как их ловят – в нашем материале
За прошедший год россияне украли с полок магазинов товаров на 368 млн рублей
ElasticComputeFarm / pixabay
Число магазинных краж в России за год выросло на 90 тысяч случаев.

Мясные деликатесы и колбасы стали самыми популярными товарами у магазинных воришек. Об этом свидетельствуют данные "СТОП Шоплифтер"* – системы видеоаналитики, установленной в сетевых магазинах 76 городов страны. На долю колбасной продукции в 2021 году пришлось 20,3% всех магазинных краж. Также в своеобразный Топ–3 продуктовых воров попали молочные изделия (19,6%) и спиртные напитки (18,7%).

Стоит отметить, что последние в 2020 году не входили даже в пятёрку самых "ходовых" товаров. Также "новичками" рейтинга стали кофе (15,3%) и морепродукты (12%), а вот кондитерские изделия и крупы, которые пользовались у воров популярностью ранее, в этом году лишились места в фаворе.

 – Продукты первой необходимости (те же крупы) почти перестали воровать. Эта категория была популярна в разгар пандемии и во время первых локдаунов, – рассказал в беседе с Metro эксперт по безопасности на объектах торговли Виталий Таранин. – На тот момент многие лишились работы: механизм тотального перевода на удалёнку не был разработан, сотрудников просто увольняли, а фирмы закрывались. И люди поэтому крали даже самую дешёвую овсянку.

По словам самих работников торговых сетей, воры действительно стали выбирать продукты из премиум-сегмента, а товары подешевле пробивать для отвода глаз. Относительно недавно в социальных сетях появился ролик, где сотрудники магазина "Дикси" поймали на краже пенсионерку. Оказалось, что мимо кассы женщина попыталась пронести не молоко и хлеб, а сыры с плесенью, дорогой шоколад и мясные деликатесы.

 – Кого ловят, так я себе не могу таких продуктов позволить, – поделилась работница торгового зала магазина сети "Дикси" Мадина Ш. – Они, наверное, тоже не могут, но получается, что за мой счёт это всё. Вот они берут колбасу дорогую, а платить мне приходится. В прошлом магазине директор только на работников всё переписывала, а в этом хотя бы и на себя тоже берет ответственность.

Ни для кого не секрет, что во многих сетях возмещать ущерб за ворованные товары приходится самим работникам магазинов. В 2021 году система зафиксировала 263 тысяч краж, а средний размер одной кражи составил 1400 рублей (в 2020 году – 1067 рублей). Таким образом сотрудники магазинов из своего кармана оплатили 368,2 млн рублей.

 – Конечно, часть этих краж была пресечена, в одних случаях возвращали товар, в других – деньги. Но ведь и самих краж на самом деле куда больше, – пояснил Виталий Таранин. – Это только то, что зафиксировано. Но, надо признать, что это значительный объём. Известная сеть "Подружка" ещё в 2019 году установила систему интеллектуального видеонаблюдения в 35 магазинах, за полгода удалось возместить ущерб на сумму 500 тысяч рублей. И это без обращения в полицию.

Сколько крупные сети теряют от воровства и какой процент им возвращается (и из чьих карманов) информации нет. На соответствующий запрос Metro от X5 Retail Group и сетей "Лента", "Магнит" и "Дикси" ответа пока не поступило. По некоторым оценкам ущерб от краж может составлять 0,4%–0,6% от общего объёма товарооборота.

Однако по этим же данным на посетителей приходится всего 30% всех магазинных краж. В остальных 70% ворами являются сами работники торговой сети. И если посетители воруют себе на стол, то сотрудники магазина крадут на продажу.

 – Сколько посетителей сможет украсть, скажем, бутылку виски в магазине? Будем честными – их не так много. А вот складской рабочий имеет возможность прибрать к рукам целый ящик спиртного. Ущерб делится на всех сотрудников магазина в равной степени, поэтому вор в любом случае остаётся в выигрыше. Потом все эти товары сбывают либо в мелких точках общепита, либо прямо с рук.

В 2021 году было зафиксировано на 90 тысяч больше случаев воровства в торговых точках, чем в 2020 году. Эксперты склонны полагать, что реальное число случаев краж не изменилось.

 – Система стала современнее, технологии начали использоваться шире, поэтому и зафиксированных краж больше, – уточнил Таранин. – Всё очень просто. Система видеонаблюдения с распознаванием лиц "запоминает" вора, отправляет данные в единую базу. И когда в следующий раз шоплифтер появляется в магазине сети, то система об этом сигнализирует службе безопасности.

______________

* шоплифтер (от англ. shoplifter) – магазинный вор