Земля становится темнее на снимках из космоса из-за изменений климата

В последние двадцать лет наша планета стала темнее из космоса из-за сокращения количества облаков, отражающих солнечный свет. Metro решило изучить ситуацию
Земля становится темнее на снимках из космоса из-за изменений климата
Pixabay / Gianni Crestani
Из-за глобального потепления сократилось количество облаков, из-за чего на Землю попадает больше солнечного света.

Группа учёных недавно обнаружила ещё один эффект, который испытывает наша планета из-за глобального потепления. В исследовании, опубликованном Американским геофизическим союзом, говорится, что за последние два десятилетия произошло значительное снижение коэффициента альбедо – показателя диффузной отражательной способности поверхности Земли.

Такие выводы эксперты сделали на основании данных, полученных от наблюдений за количеством света, отражённого нашей планетой на поверхность Луны, а также других спутниковых измерений.

– В течение первых 17 лет год за годом шли небольшие изменения, но в последние три года альбедо раз за разом оказывался ниже показателей прошлых лет. И снижение альбедо и коэффициента отражения приводит к тому, что Земля выглядит более тусклой, – пояснил в беседе с Metro исследователь из Технологического института Нью-Джерси Филип Гуд.

Учёные выяснили, что столь высокое изменение отражательной способности Земли произошло не от влияния извне.

– Мы не обнаружили зависимости изменений коэффициента отражения за двадцать лет с вариациями солнечного излучения, которое, как известно, имеет чёткий десятилетний цикл (солнечные пятна, солнечный ветер и т. д.). Таким образом, падение альбедо происходит из-за чего-то земного, – добавил Гуд.

Как указано в исследовании, потемнение Земли вызвано тем, что в последние годы произошло существенное уменьшение количества ярких отражающих низковысотных облаков над восточной частью Тихого океана. Это зафиксировано спутниковыми измерениями в рамках проекта НАСА «Система энергии лучей» (CERES).

Одним из наиболее важных последствий, которые несёт затемнение Земли, является влияние на повышение температуры на планете, поскольку солнечная энергия не отражается облаками. Она напрямую попадает в атмосферу и океаны и может способствовать глобальному потеплению.

Это дополнительное солнечное воздействие может представлять угрозу для планеты, потому что, как утверждают учёные, оно с такой же силой влияет на климат, как и антропогенный фактор за последние двадцать лет.

Ведущий автор исследования признался, что полученные результаты оказались для него неожиданностью, и от данного явления можно ожидать ещё больше сюрпризов такого типа. Именно поэтому, по его мнению, необходимо обратить внимание на потемнение планеты.

– Нам нужно понять, насколько сильно затемнение влияет на климат, и затем иметь это в виду при составлении планов на будущее, – заключил Гуд.

Отражательная способность земли снизилась на 0,5% всего за двадцать лет.

Последствия повышения температуры на Земле

• Таяние льда. Лёд с большой скоростью тает, особенно на полюсах, что, в свою очередь, ведёт к повышению уровня моря.
  • Сильнее штормы. Из-за высокой температуры дожди начинают выпадать реже, но становятся более интенсивными.
  • Распространение болезней. Повышение температуры даже на несколько градусов может создать благоприятные условия для распространения болезней в умеренном климатическом поясе.

Вопросы для научного сотрудника Технологического института Нью-Джерси

Почему вы начали исследовать потерю яркости Земли?

– Коэффициент отражения Земли был (и до сих пор остаётся) наименее изученным из трёх фундаментальных параметров изменения климата, два других – это выходное излучение Солнца и парниковые газы. Мы знали, что Луна – это зеркало, которое можно использовать для измерения альбедо, поэтому мы построили специализированный телескоп размером с любительский, модернизировали и автоматизировали его.

Нашей целью было измерить сияние Земли на всех возможных фазах Луны. За двадцать лет мы получили пригодные для использования данные примерно за 1500 ночей и обнаружили, что показатели отражения на востоке и западе сопоставимы и меняются вместе, поэтому любые изменения от года к году носят глобальный характер.

Почему происходит затемнение?

– Затемнение вызвано тем, что на Землю попадает больше солнечного света из-за уменьшения количества облаков к западу от Америки. Чем меньше отражённого света, тем Земля из космоса выглядит тусклее. Данный процесс кажется вполне себе понятным, но даже расчёты пока не могут объяснить весь его механизм. Он, как и многие вещи в области климатических исследований, гораздо сложнее, чем кажется.

Как это явление влияет на Землю и людей?

– Это естественный процесс, и мы впервые можем увидеть изменение количества облаков и отражения, потому что у нас есть инструменты для проведения необходимых измерений. Цикл повторится, и мы не знаем, как это на нас повлияет в следующий раз. У нас пока нет модели прогнозирования, чтобы сказать, как скажется на Земле и климате увеличенный поток тепла, поэтому мы не знаем, как планета распорядится этой дополнительной энергией.