
На счету 58-летнего Петра Горшенина и его студии пластического грима и спецэффектов более 90 кинофильмов: от "Ночного дозора" и "Утомлённых солнцем 2" до "Вызова" и всех фильмов из вселенной "Последнего богатыря". Мы попросили художника, скульптора и музыканта выбрать пятёрку самых амбициозных работ и рассказать о них подробнее.
Превратить Безрукова в Высоцкого
"Высоцкий. Спасибо, что живой" (2011)
Пётр Горшенин признаётся, что, когда он и его команда приступили к работе над фильмом "Высоцкий. Спасибо, что живой", за его плечами уже была работа в 47 масштабных картинах, и всё равно такая задача стала вызовом.
– Ведь чего-то подобного у нас в стране, да и в мировом кинематографе, ещё не было. Например, портретный пластический грим для фильмов "Хичкок" и "Черчилль" был несколькими годами позже, – говорит Пётр Горшенин.
Когда на роль утвердили Сергея Безрукова, сначала пробовали частичный пластический грим (нос, подбородок). Даже сняли целую сцену для фильма, но поняли, что этого недостаточно и необходимо добиваться похожести всеми имеющимися способами. В итоге делали портретный пластический грим, который покрывал всё лицо актёра, плюс парик, бакенбарды и брови.



– Самым сложным этапом создания образа было скульптурирование по фотографиям, так как у Безрукова и Высоцкого практически ничего не совпадало: ни овал лица, ни межглазное расстояние, ни размер носа, ни ширина рта. Невозможно добиться максимальной похожести, она была лишь настолько, насколько мне позволяла антропология артиста, – рассказывает художник по гриму.
По скульптуре создали комплект силиконовых деталей грима. Потом провели пробы, чтобы посмотреть на героя на большом экране, потому что только с экрана становится понятно, что выглядит удачным, а что необходимо доработать. В итоге начали работу заново, вылепливая новые скульптуры и создавая по ним грим. Таких повторений было девять в течение полугода.
– А всё потому, что скульптура лепится на твёрдой модели лица, а детали эластичные и приклеиваются на мягкую поверхность. Когда актёр начинает играть свою роль, то мимика становится подвижной. И вот уже кончик носа двигается не так, и похожесть предательски уходит. И в каждой новой переделке учитывались мимические изменения, которые будут в различных эмоциональных сценах.

Потом начались сложности на съёмках, где подключились освещение, ракурсы. Нужны были поправки перед каждым кадром. Где-то добавить пробивающийся пот. В сцене реанимационных действий, где доктор хлещет рукой по щекам Высоцкого, надо было сделать так, чтобы искусственная кожа это выдержала.
В работе пластического гримёра важен не эффект ради эффекта, а эффект ради драматургии. Стремление к органике – это самое главное в любом виде искусства. Пётр Горшенин, художник по пластическому гриму
– Когда фильм вышел, общественность разделилась пополам, причём была резко противоположная реакция – восторг и негодование. Я знал, что нас будут распинать, – говорит Пётр Горшенин. – Некоторые публикации были особо изощрённые, на стоп-кадре блогеры увеличивали изображение пластического грима в десятки раз, чтобы рассмотреть сеточку, на которой шилась бровь. Хотя восторженных мнений было всё же больше. Сейчас фильм настоялся как хорошее вино и смотрится на одном дыхании, он занял своё место в истории отечественного кинематографа.
Как на Земле показать лица космонавтов при невесомости
Фильм "Вызов" (2023)
"Вызов" – первый фильм в истории кино, ради съёмок которого режиссёр и актриса отправились в космос. Но операцию, которую героиня Юлии Пересильд делала космонавту на МКС, снимали большей частью в павильоне на Земле.
– В невесомости каждая молекула тела движется от центра к периферии равномерно, поэтому лица выглядят несколько шарообразными. В условиях земной гравитации нужно было сохранить этот эффект раздутого лица, чтобы не видно было отличий при монтаже, – объясняет Пётр Горшенин. – Мне пришлось с помощью пластического грима делать лица героев "Вызова" такими, какими они были в космосе.





Помимо пластического грима команда Горшенина создала для съёмок в натуральную величину "интерьер" внутренней полости героя, которого оперировали. Для космонавта Олега Новицкого, сыгравшего травмированного космонавта, создали накладное тело, чтобы в кадре можно было показать и его лицо, и то, как героиня Пересильд делает ему полостную операцию.
Железного Дровосека помогали делать да Винчи и Дюрер
Фильм "Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича" (2024)
По словам Петра Горшенина, в работе над образом одного из друзей Элли ему дали полную свободу, единственным пожеланием от продюсеров было: Железный Дровосек должен быть харизматичным и обаятельным и не походить на уже знакомые образы этого героя и современных коллег – Робокопа, Железного человека и других.
– Я представлял, как бы такой костюм мог родиться в условном сказочном Средневековье. Каким бы сделал Дровосека Леонардо да Винчи, если бы был кузнецом? – рассказывает художник по пластическому гриму. – В работе над эскизом нужно было сохранить схожесть с чертами лица Юрия Колокольникова и сделать всё по науке, как да Винчи (например, вписать стандарт золотого сечения). Чтобы совместить параметры лица Колокольникова с его персонажем, я опирался на принцип "обрубовки лица" Альбрехта Дюрера.
Референсов было много. Это и работы Герона Александрийского, который в I веке н. э. изобрёл механический кукольный театр, и автоматическая кукла "Пишущий мальчик", созданная в 1770-х швейцарским часовщиком Пьером Жаке-Дро. Чтобы герой мог произносить реплики и изображать эмоции, Дровосеку сделали подвижные брови и открывающуюся челюсть, прикреплённую на штифт. Горшенин придумал бак для топлива, расположив его на животе героя, чтобы в нужный момент Железный Дровосек мог освещать путь друзьям прожекторами.



Прежде чем изготовить костюм в нужную величину (вернее, даже два костюма: для Юрия Колокольникова и для его дублёра), сначала сделали 60-сантиметровую копию актёра, заранее его отсканировав. На эту копию Пётр Горшенин пластилином наносил детали со всеми заклёпками и следами от "ударов молотка". На основе этого костюма сделали полноразмерный – из полужёсткого полиуретанового литьевого пластика, позже "замаскировав" пластмассу под проржавевший металл.
Кроме того, для картины команда Петра Горшенина придумала и изготовила образы жевунов и самого Урфина Джюса.
Как управлять лицом йети с помощью пульта
Фильм "сНежный человек" (2025)
В фильме про дружбу замкнутого мальчика со снежным человеком перед Петром Горшениным стояла задача изготовить для съёмок приключенческого фильма огромного йети, но такого, чтобы он влюбил в себя детей.



– Нужно было создать образ не взрослой особи, а ещё "ребёнка", поэтому я пытался уйти от черт примата и создать симбиоз двух самых обаятельных животных – ленивца и панды, – рассказывает наш собеседник.
Костюм снежного человека состоял из нескольких частей, в том числе и сложной роботизированной головы.
– Лицом йети управляли я и два моих ассистента с помощью пультов на дистанционном радиоуправлении, – рассказывает Пётр Горшенин. – Мы надевали на актёра костюм, гримировали, а затем обслуживали мимику в каждом кадре с нашим персонажем. С помощью пультов можно было поднимать и опускать надбровные дуги, двигать ноздрями, морщить нос и делать различные движения губами, в том числе улыбаться.
Кощей Бессмертный и все, все, все
Фильмы "Последний богатырь", все три части, "Финист – Ясный сокол" и сериал "Последний богатырь. Наследие"




В "Последнем богатыре" и всех его частях-продолжениях, включая 8-серийный сериал, у Петра Горшенина было много работы. Но выделить какого-то одного самого "проблематичного" персонажа ему сложно – "все они интересны по-своему, так как помимо индивидуальных особенностей должны были существовать в ансамбле". Долго и интересно создавали грим для Бабы-яги в исполнении Елены Яковлевой (его секреты можно прочитать в отдельном материале Metro), Кощея Бессмертного, сыгранного Константином Лавроненко, непростым был и грим Александра Семчева, которому достался образ Чудо-Юдо.
А ведь были ещё Кикиморы, богатыри без глаз, да даже Колобок с улыбкой Гарика Харламова...
– Видимо, неслучайно моя профессия имеет название "Сложный пластический грим", – с улыбкой отмечает Пётр Горшенин. – Сложности являются основой в пластическом гриме. Ну, во-первых, это очень кропотливый труд при создании персонажа, во-вторых, не менее кропотливая работа при нанесении пластических деталей во время грима, в-третьих, постоянный контроль во время всего съёмочного периода. Для многих будет открытием, что пластический грим – это одноразовые детали, а не многоразовые маски. После разгрима они утилизируются, а на следующую смену приклеивается новый комплект деталей. Надо понимать, сколько у актёра смен в пластическом гриме, сколько комплектов деталей необходимо изготавливать. У Бабы-яги, например, было около 160 смен!