93-летний художник рассказал, как изменилась Москва за полвека

Народный художник России Герман Черёмушкин запечатлел в деталях отрезок жизни города длиною в шесть десятилетий
93-летний художник рассказал, как изменилась Москва за полвека
Площадь Пушкина, перо, 1984.

Четырнадцать работ Германа Вячеславовича хранятся в Третьяковской галерее. Его монументальные скульптуры украшают разные уголки города, например, на мосту Братеево-Марьино – каравеллы и якорь работы Черёмушкина.

Одна из любимых тем мастера – метро. За серию картин, посвящённых 90-летию Московского метрополитена, автору вручили Золотую медаль Российской академии художеств.

Предоставлено героем публикации. Москва подземная и надземная, перо, 1973.
Москва подземная и надземная, перо, 1973.

– Когда человек приезжает в Москву, что он видит  самое главное? Кремль – это святое. Но удивит гостя именно метро. Почему – можно объяснить: станции просторные, воздушные пространства, наполненные светом. Мы забываем, что находимся глубоко под землёй. Свет – главная задача архитектора. "Аэропорт", "Комсомольская", "Киевская" – особенно замечательные.   

 "Метро "Университет", линогравюра, 2007. 

Предоставлено героем пцбликации.  "Метро "Университет".
"Метро "Университет".

– Заметьте: у меня на картинах всегда присутствует народ, все работы про народ. Здесь в центре композиции – двое, а высоко над ними – здание университета, которое соединило любящих людей.    

 "Очередь за новостями", гравюра, 1963 

Предоставлено героем публикации. "Очередь за новостями".
"Очередь за новостями".

Эта графическая новелла о первом полёте человека в космос. 13 апреля 1961 года к киоскам печати выстроились длинные очереди. Скопление народа – как всегда у Черёмушкина – не безликая толпа, а множество индивидуальностей – каждый человек особенный, хотя лиц мы не видим.  

– Моя очередь немного похожа на знак вопроса, нужна ли она нам вообще? Нет, конечно! Но когда происходит такое удивительное событие, можно и потерпеть, – улыбается художник. – Ещё этот вопрос о том, что нас ждёт дальше. Мы часто задавали его себе в 60-е.  3. «Бег времени», перо, 2020 – Мне очень понравились «Сапсаны», и я их нарисовал. За полвека Москва потрясающе изменилась: жизнь стала насыщеннее. Мы можем позволить себе множество вещей, о которых раньше не мечтали.   Разные архитектурные эпохи символизируют выбор и создают динамичный фон для двух скоростных поездов, мчащих людей из Москвы в Питер и обратно.  

"Звёзды над Москвой", коллаж, 2025.

"Звёзды над Москвой"
Предоставлено героем публикации
"Звёзды над Москвой"

– Москва постоянно прирастает новостройками – небоскрёбы грозятся вознестись выше всех других сооружений, выше кремлёвских звёзд. Хорошо ли это? Поживём – увидим.  

"Женщины в метро 8 Марта", гравюра, 2002.  

"Женщины в метро 8 Марта"
Предоставлено героем публикации
"Женщины в метро 8 Марта"

– Все сидящие москвички  похожи друг на друга. Одинаковые тёмные очки на лбу, одинаковые позы, платья. А у двух стоящих дам и фигуры, и одежда, и причёски – всё различается, они не однотипны. Поэтому они с мужчинами, и букеты у них побольше. 

"Бег времени", перо, 2020

"Бег времени"
Предоставлено героем публикации
"Бег времени"

– Мне очень понравились «Сапсаны», и я их нарисовал. За полвека Москва потрясающе изменилась: жизнь стала насыщеннее. Мы можем позволить себе множество вещей, о которых раньше не мечтали.   Разные архитектурные эпохи символизируют выбор и создают динамичный фон для двух скоростных поездов, мчащих людей из Москвы в Питер и обратно.