Американка отдала свою почку незнакомому человеку и не пожалела об этом

Документальный фестиваль представил авторский фильм в виде видеодневника о самых неочевидных сторонах заповеди "помоги ближнему своему"
Американка отдала свою почку незнакомому человеку и не пожалела об этом
Скриншот с сайта кинотеатра "Художественный"
Кадр из фильма "Признания доброй самаритянки".

"Признания доброй самаритянки" – неудобное, но оттого и очень притягательное кино: прожжённая, циничная журналистка Пенни Лэйн решает сделать доброе дело – отдать почку незнакомцу и хоть как-то достучаться до, по её мнению, равнодушной общественности, которая порицает такой поступок. 

Однако путь к цели оказывается сложным. За неделю до операции она успевает пройти все этапы восприятия своего и чужого "несовершенства" – отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие.

И даже после операции она "возвращается в ту же сансару" – пытается посмотреть на себя со стороны и понять, что же её заставило отдать почку незнакомцу и как жить с тем, что одного органа в организме уже нет. 

Картина смонтирована как бы "на коленке" – кадры в фильме показываются через папки на рабочем столе её макбука, переживания и чувства – в дневнике, который она ведёт. Это сближает, и кажется, что мы – немногие очевидцы, а может, непосредственные соучастники фильма. Монологи Пенни чередуются с архивными материалами, где рассказывается о первых проведённых операциях по пересадке почек и заседаниях на тему прав реципиентов с экспертными комментариями врачей и психотерапевтов. 

Этой кинокартине удалось гармонично объединить очень сложные и глубокие вопросы и заставить зрителей отвечать на них самостоятельно: "Помогу ли я незнакомцу?", "Готов ли я пожертвовать своим здоровьем ради другого?", "Всегда ли мне принадлежит моё тело и право распоряжаться им?". Но не хватило информации о том, как конкретно альтруистический поступок влияет на психологию и характер человека. 

Частично это объясняется в той части картины, где рассказывается про исследование американских психотерапевтов, в котором они пытались выяснить, отличаются ли люди альтруистического склада чем-либо от среднестатистических. Обнаружилось, что у них в два раза увеличена амигдала (область в мозгу человека, отвечающая за эмоциональные реакции в целом и за генерацию страха в частности). И у Пенни на МРТ головного мозга тоже нашли увеличенные амигдалы. 

Однако прямой связи с альтруизмом эксперты так и не выявили: специалисты только зафиксировали, что люди с увеличенным миндалевидным телом чувствуют страх острее и их способность к эмпатии и сопереживанию намного выше, чем у обычных людей. 

Авторская документалка также не ответила и на более важный вопрос: отдала ли героиня почку незнакомцу из искреннего желания изменить ситуацию с непопулярностью анонимного донорства или из-за глубокого чувства одиночества, проживаемой депрессии, которую сама же не замечает и отрицает?

Вполне возможно, что многое в этой картине осталось нераскрытым из-за того, что режиссёр фильма сам её монтировал, убирая "лишнее". 

А может, героиня фильма просто хотела сказать, что хорошим и плохим можно быть одновременно, даже если всё, о чём ты думаешь перед операцией по пересадке почки, – это что станет с твоей кошкой и получит ли она наследство. 

Однозначный посыл в одном: лучше помочь, чем не помочь.