Архитектор Владимир Кубасов сам формовал штукатурку для фасада МХАТа

В Музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка "Архитектор Владимир Кубасов", на которой впервые показывают часть его уникального архива
Архитектор Владимир Кубасов сам формовал штукатурку для фасада МХАТа
Пресс-служба Музея архитектуры имени А.В. Щусева
В.С. Кубасов. Проект сценической площадки "Вишневый сад" на входной террасе МХАТ им. М. Горького в Москве. Перспектива со стороны Тверского бульвара. 2013 год.

В Музее архитектуры показывают часть обширного архива выдающегося советского и российского архитектора Владимира Кубасова (1930 – 2022), который передала в музей его дочь, тоже архитектор Марина Кубасова.

Можно смело сказать, что с творчеством Кубасова знаком любой москвич: именно он автор таких знаковых для облика города проектов, как Дворец пионеров и школьников, МХАТ имени М. Горького, Центр международной торговли и даже здания "Макдоналдса". Такая широта выбора объектов проектирования объясняется просто: Владимир Кубасов существовал вне границ архитектурных течений и форм. Творческий метод зодчего в Музее называют "образным модернизмом" – он смог адаптировать формальные признаки советского модернизма к своей художественной манере и прожил счастливую жизнь архитектора, который увидел множество своих замыслов в камне.

Цифра
около 7 тысяч
эскизов насчитывает наследие Владимира Кубасова

– Модернистом он не был, этого слова я никогда от него не слышала, – рассказала Metro дочь архитектора Марина Кубасова. – Не было модернизма, была только архитектура. Стиль Кубасова, очень оригинальный и эмоциональный, невозможно определить каким-то одним словом. Он любил говорить: "Архитектуру я встретил случайно, но любил всю жизнь". Дома он постоянно рисовал, погружённый в свои замыслы. Он очень любил меня и маму – но больше нас он любил архитектуру. 

На стенах музея – многочисленные эскизы архитектора, живо показывающие, как рождались его проекты, как они менялись под его карандашом. Всего архив Владимира Кубасова насчитывает около 7 тысяч единиц хранения, и это редкий и счастливый случай, что его наследие сохранилось: очень часто, говорят в музее, архитекторы не особенно заботятся о своих эскизах и часто их просто выбрасывают. 

– Владимир Кубасов дал Москве знаковые постройки, но при этом они очень удачны как модернистские здания благодаря своей вписанности в ландшафт, бережному отношению к природе (не все здания модернизма могут этим похвастаться), – рассказала Metro куратор выставки Ксения Кокорина. – К сожалению, эти здания, как и почти все модернистские, не имеют охранного статуса, и выставкой мы хотим обратить внимание на это обстоятельство. Например, после недавнего ремонт МХАТа имени Горького его оригинальные двери куда-то исчезли.

В.С. Кубасов. Нью-Йорк. Городской пейзаж. 1974–1975 гг.
Пресс-служба Музея архитектуры имени А.В. Щусева
В.С. Кубасов. Нью-Йорк. Городской пейзаж. 1974–1975 гг.

В период строительства Центра международной торговли Владимир Кубасов часто посещал с командировками Нью-Йорк и был очарован цветовой палитрой и силуэтом города. В отличие от многих архитекторов, он был очень хорошим графиком и живописцем. Кубасов запечатлел Нью-Йорк во множестве графических работ, поражающих цветом и мастерством художника. Этот город, объясняют в музее, стал переходной точкой между творчеством архитектора 1960-х и 1980–1990-х годов: изменилась манера рисования, ощущение цвета. 

– Ему очень много раз предлагали переехать в США, но он не хотел ни жить, ни работать нигде, кроме России, – говорит Марина Кубасова. – Он был русским и хотел строить только здесь. 

Рассказываем о нескольких реализованных проектах архитектора.

Дворец пионеров и школьников

Владимир Кубасов был одним из авторов его проекта, причём самым молодым – это была его первая большая работа. Он отвечал за проектировку фасадов, выходящих на Площадь парадов дворца. От других советских дворцов этот отличался тем, что получилось камерное и одновременно открытое пространство, а также очень удобное для детей. В нём нет гигантизма, нарочитой помпезности, а есть прозрачность и лёгкость объёмов. Для сотрудников Музея архитектуры, разбиравших архив Кубасова, стало открытием, что в конце жизни он неоднократно возвращался к своим знаковым проектам, включая Дворец пионеров. На выставке можно увидеть эскизы второй очереди его строительства, которая так и не была реализована.

Эскиз Дворца пионеров и школьников.
Пресс-служба Музея архитектуры имени А.В. Щусева
Эскиз Дворца пионеров и школьников.

МХАТ имени М. Горького

Этот проект, как и Дворец пионеров и школьников – один из самых любимых у архитектора. Его основная идея – образ закрытого занавеса, который передаётся через фасад. Изначально Кубасов работал с Эрнстом Неизвестным, но декоративное решение фасада скульптора не было принято, и Неизвестный покинул проект. Кубасов оформил фасад как фактурную глухую стену, разбитую линиями из кирпича. Фасад должны были украшать нимфы, но министру культуры Фурцевой не понравился их обнажённый вид, и их заменили на фонари. В интерьере Кубасов пытался воссоздать атмосферу старого театра. Любовь архитектора к проекту выражалась и в том, что он сам принимал участие в строительстве: на представленных на выставке фотографиях видно, как он формует штукатурку, показывая рабочим, как должна выглядеть фактура фасада. Цветовая палитра МХАТа очень приглушённая – оливковые, тёмно-коричневые, бежевые цвета. Наделение архитектурного замысла своей, характерной именно для данного проекта гаммой – ещё одна из "фишек" Кубасова. Он всегда очень тщательно подбирал цвет.

В.С. Кубасов – руководитель, В.С. Уляшов, А.В. Моргулис, инж. А.П. Цикунов. Проект МХАТ им. М. Горького на Тверском бульваре в Москве. Главный фасад. Начало 1970-х г.
Пресс-служба Музея архитектуры имени А.В. Щусева
В.С. Кубасов – руководитель, В.С. Уляшов, А.В. Моргулис, инж. А.П. Цикунов. Проект МХАТ им. М. Горького на Тверском бульваре в Москве. Главный фасад. Начало 1970-х г.

Речной вокзал в Ростове-на-Дону

В процессе исследования архива Кубасова в Музее архитектуры охарактеризовали его творчество как "образный модернизм". Часто, задумывая проект, Владимир Кубасов опирался на какой-то образ. Например, в проекте МХАТа имени М. Горького это был закрытый занавес, а в проекте Речного вокзала – образ ростральной колонны, воплотившийся в гостинице, которая стоит рядом с вокзалом. Формы вокзала более брутальны, чем формы Дворца пионеров. И если дворец – это "лёгкая" архитектура оттепели, то вокзал – это архитектура брутализма, когда автор начинает работать с массивными формами, фактурой бетона. 

Речной вокзал в Ростове-на-Дону. Часть фасада вокзала и общий вид корпуса гостиницы с реки Дон. Конец 1970-х г.
Пресс-служба Музея архитектуры имени А.В. Щусева
Речной вокзал в Ростове-на-Дону. Часть фасада вокзала и общий вид корпуса гостиницы с реки Дон. Конец 1970-х г.

Центр международной торговли

Комплекс начали проектировать в период разрядки международных отношений между СССР и США по инициативе Советской торговой палаты и компании Occidental Petroleum, которой руководил Арманд Хаммер. Изначально замысел был полностью американским: Хаммер нашёл архитекторов и предложил проект. И советские архитекторы ожидали, что американцы предложат что-то современное: в 1960-е годы в моду в США входили светлые атриумные пространства. Однако американцы подготовили абсолютно старомодный проект офиса с коридорами, в котором не было никакого атриума. Атриумное пространство создал именно Кубасов, фактически спасший этот проект. Он придумал коридоры-переходы, зелёные уголки с зимним садом – здание стало современным и открытым. Всего в ЦМТ было три части: гостиница, офисные здания и апарт-отель для служащих. На момент постройки в 1982 году это было самое современное сооружение Москвы. 

Центр международной торговли на Краснопресненской набережной в Москве. Общий вид от угла Краснопресненской набережной и Улицы 1905 года. Около 1980 г.
Пресс-служба Музея архитектуры имени А.В. Щусева
Центр международной торговли на Краснопресненской набережной в Москве. Общий вид от угла Краснопресненской набережной и Улицы 1905 года. Около 1980 г.

Здания "Макдоналдса" 

Для многих постмодернистских проектов характерна разница между эскизом и воплощением: они часто теряют изящество на пути от бумаги к камню. Кубасов спроектировал два здания для ресторана быстрого питания: одно на Дорогомиловской улице, другое на Проспекте Мира. Оба были построены, но здание на Дорогомиловской выглядит не совсем так, как его задумал архитектор. В этих сооружениях появляется типичная для постмодернистской архитектуры сетка. Ещё один постмодернистский элемент, характерный для Кубасова 1990-х годов – разорванный портик. Кроме того, здесь можно увидеть принцип коллажности. 

Владимир Кубасов. Проект ресторана "Макдоналдс" на Дорогомиловской улице в Москве. 1987 год.
Наталья Бабахина
Владимир Кубасов. Проект ресторана "Макдоналдс" на Дорогомиловской улице в Москве. 1987 год.

ЖК "Кунцево"

В этом проекте архитектор впервые обращается к московскому модерну, использовав декоративные элементы, напоминающие детали гостиницы "Метрополь". Ценность постмодернизма ещё и в том, что он черпает вдохновение отовсюду, никаких запретов и рамок нет. И Кубасов этим пользовался, потому что его подход к формотворчеству не предполагал каких-то границ. Он не замыкался на одном стиле, а всегда развивался, пытаясь работать в современном контексте. 

В.С. Кубасов. Проект жилого комплекса "Кунцево" на Можайском шоссе в Москве. Вариант. Эскиз фасадов трёх корпусов по Рублёвскому шоссе. 1995–2000 гг. Авторский коллектив осуществлённого проекта: В.С. Кубасов, В.В. Малай, И.В. Дараган-Сущева, Л.А. Канцедикайте.
Пресс-служба Музея архитектуры имени А.В. Щусева
В.С. Кубасов. Проект жилого комплекса "Кунцево" на Можайском шоссе в Москве. Вариант. Эскиз фасадов трёх корпусов по Рублёвскому шоссе. 1995–2000 гг. Авторский коллектив осуществлённого проекта: В.С. Кубасов, В.В. Малай, И.В. Дараган-Сущева, Л.А. Канцедикайте.