Неизвестно, сколько в Москве сохранилось храмов эпохи Ивана Грозного

В Музее архитектуры имени А. В. Щусева решили рассказать о разнообразии и тайнах храмового зодчества эпохи Ивана Грозного
Неизвестно, сколько в Москве сохранилось храмов эпохи Ивана Грозного
/ Музей архитектуры имени А. В. Щусева
Фрагмент экспозиции "Тайны соборов эпохи Ивана Грозного".

Каменная архитектурная Россия последней четверти XV – первой трети XVI веков была во многом итальянской: Иван III и Василий III неоднократно приглашали на Русь итальянских зодчих. Их потомок, царь Иван IV, в массовом сознании известный как Иван Грозный, вырос среди их строений: жил во дворце, построенном итальянцами, молился в итальянско-псковских храмах, обдумывал свои походы в Московском Кремле с построенными "фрязинами" (так называли на Руси итальянцев) башнями. В эпоху его правления храмовое строительство приобрело особые масштабы и неповторимый стиль, соединивший западную и древнерусскую архитектурные традиции.

– Иван Грозный отличался яркой религиозностью, поэтому строительство храмов было его своеобразной "обетной" политикой, – рассказал Metro Анатолий Оксенюк, историк, замдиректора по научной работе Музея архитектуры. – При Грозном присоединяются новые территории, начинается экономический рост, что позволяет вести массовое каменное строительство: возводят как по итальянским традициям из кирпича, что началось в предыдущую эпоху, так и возвращаются к древнерусскому белому камню. 

Е. О. Скотников, П. И. Моисеев. "Авраамий Палицын с Лобного места при стечении народа и войск на фоне Кремля читает решение Земского собора". Лист 3 из альбома "Рисунки, принадлежащие к Книге об избрании
на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича". Москва, 1856.
/ Музей архитектуры имени А. В. Щусева
Е. О. Скотников, П. И. Моисеев. "Авраамий Палицын с Лобного места при стечении народа и войск на фоне Кремля читает решение Земского собора". Лист 3 из альбома "Рисунки, принадлежащие к Книге об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича". Москва, 1856.

Интересно, что точное количество сохранившихся в Москве соборов эпохи Ивана Грозного специалистам неизвестно. 

– По сравнению с предшествующим периодом, их довольно много – несколько десятков, – рассказала Metro куратор выставки Юлия Ратомская, учёный секретарь Музея архитектуры. – Многие не имеют документальных датировок, и поэтому годы их создания определены по композиционным, объёмно-пространственным, стилистическим и технологическим особенностям строительства.

Самый известный среди храмов эпохи Ивана IV – конечно, собор Покрова на Рву, больше известный как собор Василия Блаженного. Он сохранился до нашего времени в наименее изменённом с момента постройки виде. Правда, поначалу он был не таким пёстрым и выглядел "строже". Это хорошо видно на представленных в экспозиции архитектурных реконструкциях, выполненных архитектором-реставратором Владиславом Рябовым, много лет изучавшим памятники этого периода. Реконструкции сделаны в качестве иллюстраций к книге о соборе Покрова на Рву доктора искусствоведения Андрея Баталова. Они позволяют довольно точно представить, как храм существовал в менявшемся со временем архитектурном окружении.

– К нему пристраивали новые приделы, в частности придел Василия Блаженного, давший собору второе имя, – показывает на рисунке Анатолий Оксенюк. – Вместо звонницы построили шатровую колокольню, которую мы видим сейчас. 

До сих пор остаётся тайной имя автора проекта собора. Сложившееся в конце XIX века представление, что его архитектором был псковский мастер Барма Постник, или Постник Яковлев, сегодня подвергается сомнению – не говоря о мифе о его ослеплении. Композиция, декор и строительные приёмы собора Покрова на Рву говорят о том, что его автор воспитывался в североитальянской культурной среде.

В. А. Рябов. Собор Покрова на Рву (Василия Блаженного), 1555–1561. Реконструкция на конец XVI в. Вид с северо-востока со стороны Красной площади. Звонница (2-я половина XVI в.), придел Василия Блаженного (1588), справа –
Лобное место (после 1549).
Музей архитектуры имени А. В. Щусева
В. А. Рябов. Собор Покрова на Рву (Василия Блаженного), 1555–1561. Реконструкция на конец XVI в. Вид с северо-востока со стороны Красной площади. Звонница (2-я половина XVI в.), придел Василия Блаженного (1588), справа – Лобное место (после 1549).

Храмы в эпоху Ивана Грозного строили, конечно, не только в Москве. Удивительно, но сохранил до наших дней свою сложную архитектуру и построенный на вклад Ивана Грозного Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря, несмотря на непростую историю места. 

– Сам собор достаточно компактный, но для него характерна многопридельность, которая была обусловлена массовой канонизацией русских святых при митрополите Макарии, – рассказывает Анатолий Оксенюк. – По собору видно, что его первоначальный план не предполагал множества приделов, а когда выяснилось, что они нужны, их стали возводить буквально на чердаке: они находятся над сводами по всем четырём сторонам храма.

Многопридельные храмы – черта именно грозненской архитектуры: приделы соединяли несколько архитектурных объёмов в одну композицию. 

П. В. Любимский по обмерам О. Д. Савицкой. Соловецкий монастырь. Реконструкция на ХIХ в. Макет. Дерево, картон, шпон, пластик, металл, песок, мелкий гравий, окрашивание. 1981 год.
/ Музей архитектуры имени А. В. Щусева
П. В. Любимский по обмерам О. Д. Савицкой. Соловецкий монастырь. Реконструкция на ХIХ в. Макет. Дерево, картон, шпон, пластик, металл, песок, мелкий гравий, окрашивание. 1981 год.

В Музее архитектуры говорят, что хотели показать широту и разнообразие всего русского средневекового зодчества, которое не ограничивалось Московским Кремлём, собором Покрова на Рву, храмами в Коломенском и Владимире. 

– Есть много центральных памятников, а есть те, которые существуют в их круге, – говорит Анатолий Оксенюк. – Мы хотим показать и такие, неочевидные шедевры.

Среди таких малоизвестных, но очень интересных храмов – Борисоглебский собор в Старице (1556–1561 гг.), которому на выставке посвящён отдельный зал и который можно назвать одной из главных загадок грозненского строительства. Это единственный пятишатровый каменный храм древнерусской архитектуры. Он был разобран по причине ветхости в 1803 году, но, как оказалось, совсем бесследно не исчез. Возвели его в уделе родственника Ивана IV, князя Владимира Старицкого, который мог бы занять место царя в случае его смерти, так что собор был с претензией на "столичность". Сохранилось лишь одно изображение его фасада, поэтому архитекторы до сих пор гадают о его конструктивных особенностях. А всем остальным будет интересно поломать голову над историей уникальных керамических фасадных изразцов, которые больше нигде не встречаются в ту эпоху и сразу задерживают взгляд посетителя выставки.

"Спас Нерукотворный". Керамическая икона из Борисоглебского собора в городе Старице Тверской области. Глина светлая, рельеф, глазурь. Государственный исторический музей.
Сергей Киселёв / Агентство "Москва"
"Спас Нерукотворный". Керамическая икона из Борисоглебского собора в городе Старице Тверской области. Глина светлая, рельеф, глазурь. Государственный исторический музей.

– Фасадные изразцы такого размера появились в русской архитектуре значительно позже, в XVII веке, – говорит Анатолий Оксенюк. – Их иконография близка к западным образцам, поэтому есть версия, что для их создания пригласили, предположительно, немецких мастеров. 

Два представленных на выставке керамических образа сейчас хранятся в Государственном историческом музее, а ещё два, как выяснилось относительно недавно, находятся на стенах Успенского собора в подмосковном Дмитрове. Как они там оказались – ещё одна загадка.