Автоинструктор Сергей Моряхин рассказал о страхе вождения и повышает ли он голос на учеников

Осенью у инструктора по вождению из Рязани должна выйти первая книга. Мы поговорили с ним о профессии
По словам Сергея, научиться управлять автомобилем быстро не получится – нужно терпение и постоянная практика.
Фото из личного архива Сергея Моряхина

Как стал инструктором

– Никогда не думал, что буду заниматься обучением вождению. Так получилось, что в кризис 2008 года друг предложил подработку по совместительству. Я согласился, мы отучились на инструкторов, поработали. Машину свою оборудовал, педали поставил. В какой-то момент ушёл из автошколы, работал в разных сферах со сменным графиком, уроки вождения так, в качестве хобби были. Позже увлечение переросло в нечто большее: появилась машина с автоматической коробкой, оборудованная педалями, свой сайт, YouTube-канал (на момент публикации материала у канала 636 тысяч подписчиков), – рассказывает Metro Сергей.

Помню совет отца: берёшься за работу – делай её хорошо. А если не хочешь делать нормально – вообще не берись.
Сергей Моряхин

Про учеников и занятия

Сергей считает, что придумывать общую методику, которая была бы применима ко всем ученикам, не стоит. К каждому необходим индивидуальный подход. А чтобы поддерживать интерес к занятиям, надо исключить появление рутины в обучении.

– Например, поиграть в нарушения и объявить в конце занятия, насколько проштрафился ученик, – смеётся автоинструктор. 

Ругаться на начинающих водителей неразумно. Во-первых, ребята теряются и не понимают, что делать дальше. Во-вторых, инструктору стоит поберечь себя. Сердиться на каждого никаких нервов не хватит!

– С годами я понял, как усваивается новая информация человеком. И прекрасно понимаю, что вначале меня не услышат, не поймут, придётся много раз повторять. Были моменты, что ученик делает совершенно не то, что ты говоришь. В итоге возникают ситуации, которые могут привести к ДТП, поэтому приходится повышать голос, просто чтобы тебя услышали, – рассказывает Сергей.

Новички всегда думают "я всем мешаюсь", "на меня все смотрят", "я в центре внимания, звуковой сигнал только в мой адрес". В этом уверен каждый, и людям сложно донести, что это не так.

– Человек приходит, потеют ладошки и стекло рядом с ним, глаза как у бешеной таранки. Страх – это нормально. Он бывает двух видов: реальный и невротический, когда мы вымышленно создаём себе врага и не понимаем, почему его боимся, – отмечает инструктор по вождению. 

Сотрудников ГИБДД, по мнению Сергея, тоже бояться не нужно. Если вы уверены в своих действиях, конечно.

– Я даже рад, что инспекторы делают свою работу, останавливают водителей на дорогах. Если они перестанут это делать, то на дороге будет твориться чёрт-те что. Уважаю их работу. А если мне начинают вменять что-то, то подстрахует камера регистратора, – отметил профессиональный водитель.

О страхе на дороге

На днях у нашего героя случилась ситуация, изрядно пощекотавшая нервишки.

– На скорости 100 км/ч вылетает мне на встречку машина – водитель не рассчитал манёвр. Конечно, я испугался. Начал тормозить, увёл руль в сторону обочины, и мы разъехались. Всё хорошо. Но мой страх и быстрая реакция помогли избежать трагедии, – заключил инструктор.

Поэтому, по словам Сергея, страх дороги присутствует и у опытных водителей. 

– За год в России гибнет в ДТП и страдает около 200 тысяч человек. Если вообразить, по моим подсчётам, то каждые 30 минут страдает человек в аварии. То есть я провожу занятие 1,5 часа и в конце занятия получается, что за это время пострадало 3 человека. Становится не по себе, – ужаснулся Сергей.

В сентябре у Сергея выходит книга, посвящённая начинающим водителям. Содержание многогранное: от взаимоотношений инструктора и ученика до разновидностей природного страха. 

– Это пошаговая инструкция, начиная от мысли "А не пойти бы мне учиться на права?", включая все сопутствующие вопросы "Куда?", "В какую школу?", заканчивая отрезком самостоятельного вождения. Скорее всего, по этой теме напишу отдельную книгу, – поделился Сергей.

5 золотых правил, которые, по мнению Сергея, должен знать каждый водитель

1. Не торопитесь. Спешка – одна из главных причин ДТП. 

2. Не отвлекайтесь. Невнимательность – вторая ошибка водителя. 

3. Не нарушайте правила.

4. Следите за исправностью своего авто. 

5. Следите за своим здоровьем.

Первая "ласточка"

– Первой моей машиной был ВАЗ-99 красного цвета с шелкографией (нанесение рисунков через трафарет на различные поверхности). Купил я её в плохом состоянии, за полгода сделал конфетку, магнитолу поставил, покрасил. Прослужила 8 месяцев, дальше поменял на трёхлетку с инжектором, тоже "девятка". На ней отъездил год с копейками, а дальше новую купил. Это, кстати, была первая машина учебная, – вспоминает Сергей.

Куда путешествовать на машине? Сергей советует Адыгею, Сочи, Кабардино-Балкарию, Кавказ, в Карелии неплохо, но горы интереснее. Из городов – Питер, Казань и Ставрополь

Про экзамены

Уже больше года на практическом экзамене в ГИБДД не сдаётся площадка. Весь экзамен проходит в городе. И новая система вызывает у Сергея опасения.

– Раньше были стандартные элементы, "змейка" та же. Чтобы сделать элемент, нужно было выполнить 4 манёвра на скорости. То есть, ученики, чтобы выполнить такое упражнение, должны были хорошо работать рулём. Сейчас люди без такой подготовки не умеют этого делать. Ученики приходят ко мне после 25 занятий, но азов у них нет, – посетовал инструктор.