
Характерно, что на встрече не было представителей самих враждующих сторон — ХАМАС и Израиля. Трамп пригласил израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху, но он отказался, сославшись на начало праздника Симхат Тора.
Как бы то ни было, подписанный на саммите документ фиксирует первую фазу перемирия между Израилем и ХАМАС. Как и было обещано, стороны обменялись пленными и заключёнными. Также ЦАХАЛ начала отводить войска к буферной зоне Газы.
Однако пока нет никаких чётких деталей, когда начнётся второй этап плана — сложная работа по выработке договорённостей по обеспечению безопасности и управлению Газой. Президент Египта лишь объявил о скором созыве конференции по мирному восстановлению Газы.
— Стоит сказать, что план Трампа — это реализация давней идеи Евгения Примакова, которую он озвучил ещё в 2002 году, — рассказал в беседе с Metro заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов, профессор ВШЭ Андрей Бакланов. — Она заключалась в том, чтобы в условиях, когда палестинцы и израильтяне явно не могут договориться, нужно передать этот вопрос международной группе, отказавшись от монополии США.
Таким образом, как отметил Бакланов, в предложенном Трампом плане нет ничего нового. Скорее всего, он лишь воспользовался подсказкой сведущих в этом деле специалистов.
— И сейчас президент США продолжает привлекать к делу экспертов, которые кучкуются вокруг экс-премьера Британии Тони Блэра. Фигура эта очень негативно воспринимается на Ближнем Востоке. Но мы с этой группой общались — они адекватные и хорошо разбирающиеся в вопросе люди. Выходит ситуация, когда у хорошего коллектива плохой руководитель.
Тем не менее говорить об установлении на Ближнем Востоке твёрдого мира пока ещё очень рано, считает Бакланов. Срыв договора может произойти на каждом из этапов.
— Никаких механизмов невозвратности нет. К тому же среди представителей каждой из сторон у власти остались люди, из-за которых и началось нынешнее обострение. И в их умах мало что изменилось.
Кроме того, как отметил эксперт, не все пункты плана кажутся реализуемыми на данном этапе, например, разоружение ХАМАС:
— Эти планы прописаны слабо. Нет никакого механизма, кто и как будет это делать, лишь высказана сама идея. И эта идея оспаривается. ХАМАС не хочет остаться безоружным. Какие могут быть гарантии безопасности в ситуации, когда десятилетиями идёт война? И даже если это и произойдёт, никто не застрахован от появления новых радикальных групп.
Как уточнил эксперт, в ситуации, когда ещё ничего не сделано для экономического процветания региона, палестинский радикализм будет силён.
— Обида у людей, которые потеряли близких из-за действий Израиля, не исчезнет в одночасье. Конечно, сейчас они настроены на месть. На излечение ран, нанесённых войной, требуется много времени.
Также пока не идёт речи и о создании Палестинского государства, отметил Бакланов. А декларации, ранее принятые западными странами, носят "чисто демагогический характер".
— Поэтому подводить итоги, исходя из промежуточных договорённостей, будет неправильно. Всё ещё может измениться вместе с вынесением на обсуждение насущных для обеих сторон вопросов. И если они не договорятся, вполне вероятно, снова произойдёт эскалация конфликта.
Читайте также: Кто отобрал у Трампа Нобелевскую премию мира