
Мачадо начала свою политическую деятельность с основания организации по мониторингу выборов. В 2004 году движение возглавило кампанию по сбору подписей за проведение референдума о досрочной отставке президента Уго Чавеса. После этого организаторов движения обвинили в государственной измене.
— Оказалось, что они получали финансирование от США, а именно от Национального фонда демократии, — уточнил в беседе с Metro директор Центра ибероамериканских исследований СПБГУ Виктор Хейфец.
После этого Мачадо пришлось уехать из страны. Вернувшись в 2010-м, она была избрана депутатом Национальной ассамблеи Венесуэлы, получив наибольшее число голосов.
— Также Мачадо дважды пыталась баллотироваться в президенты, — уточнил Хейфец. — Однако дальше праймериз оппозиции пройти ей ни разу не удалось. Первый раз в 2012 году она не смогла собрать нужное количество голосов. В 2023-м же она обладала уже куда большей поддержкой, но ранее Верховным судом ей был выдан официальный 15-летний запрет баллотироваться в президенты, так что её не включили в бюллетень.
Сделано это было из-за её поддержки американских санкций против Венесуэлы. Тем не менее на сегодняшний день, как подчеркнул эксперт, она остаётся если не главным, то одним из главных лидеров венесуэльской оппозиции.
— При этом с самого начала её карьеры и правительство, и даже представители её лагеря критиковали Мачадо за негибкость и абсолютную конфронтационность. Правительство для неё — мишень по определению. Но она достаточно негативно относится и к оппозиционерам, готовым пойти на какие-либо контакты с властями.
Таким образом, хотя Мачадо, безусловно, играет важную роль в политике Венесуэлы, назвать её безоговорочным приверженцем мира довольно сложно, считает Хейфец:
— Все предыдущие лауреаты Нобелевской премии мира из Латинской Америки чётко и внятно озвучивали мирный путь перехода от диктатур к демократии. Никто из них не призывал к вооружённой интервенции против собственной страны, как это делает Мачадо. Она неоднократно публично призывала к интервенции со стороны США.
Более того, Мачадо несколько раз выражала публичное одобрение действий Белого дома по уничтожению лодок с якобы наркоторговцами.
— Являлись они ими или нет — это другой вопрос. Главное, что, как мне кажется, вряд ли Нобелевский комитет должен поощрять людей, приветствующих вооружённые действия.
По словам Хейфеца, выбор на Мачадо мог пасть исключительно из нежелания отдавать премию Трампу.
— Они нашли полный антипод: женщина, сторонник либерального гендерного подхода, глобалист, не изоляционист и так далее. Но при этом антипод оказался очень тесно связан с администрацией США.
Читайте также: Пенсионеры с самыми необычными хобби