Большинство воспитателей не умеют играть с детьми – таковы результаты исследования

В День воспитателя специалисты МГПУ презентовали исследование о том, как педагоги относятся к детской игре. Оказалось, что многие предпочитают оставаться в стороне
Большинство воспитателей не умеют играть с детьми – таковы результаты исследования
Детям важно играть по собственному сценарию и преображать пространство вокруг.
Фото предоставлено Анной Якшиной

В исследовании, результаты которого учёные из Московского городского педагогического университета представили на международной конференции в Португалии, участвовали 34 воспитателя из государственных, частных и благотворительных детсадов. Изучали спонтанную детскую игру: понимают ли педагоги, насколько это важно, могут ли создать подходящие условия, играть по правилам детей. Выяснилось, что у половины результаты оставляют желать лучшего.

– В каждой группе наши эксперты провели по несколько часов: наблюдали за поведением детей и воспитателя во время игры, – рассказывает автор исследования, младший научный сотрудник лаборатории развития ребёнка, эксперт по детской игре Анна Якшина. – Оценивались игрушки, пространство, по чьему сценарию развивается игра, сколько времени она длится и какую роль в ней выполняет педагог. 

Результаты оценивались по международной шкале "Поддержка детской игры. Дополнение к ECERS-3", и если с наличием материальной базы в детсадах всё обстоит более-менее благополучно, то на этапе участия в игре взрослых обнаружился дефицит этого самого участия. Далеко не все воспитатели умеют играть по чужому сценарию, не навязывая своё мнение, а некоторые вообще не понимают смысла такой игры. Причём уровень вовлечённости воспитателя, по словам Анны Якшиной, не зависит от его образования, возраста или опыта работы.

ЦИТАТА
В идеале воспитатель должен вживаться в детскую игру как равный партнёр и посредник, уметь развивать её, когда нужно. Хуже, если педагог только наблюдает за детьми, и совсем плохо – если пытается быть режиссёром, диктуя свой сценарий, или вовсе запрещает играть".”
— Анна Якшина, сотрудник МГПУ, эксперт по детской игре

В итоге исследователи увидели совершенно разные подходы воспитателей к игре. 

– В одной группе дети построили город из кубиков, распределили между собой роли и только включились в игру, как до этого просто наблюдавшая за ними педагог сказала: "Всё собирайте, мы идём на музыку". Конечно, ребята очень расстроились, жаловались, что они "ещё не поиграли", на что воспитатель безапелляционно ответила: "У нас расписание". А в другой группе дети играли в русалочек и воспитатель сразу же включилась в сюжет, помогала делать хвосты и строить подводные домики. А когда увидела, что малыши разыгрались, отодвинула следующее по расписанию занятие и дала своим подопечным закончить игру. Или вот такой пример с другим педагогом, у которой дети играли в принцев и принцесс. Когда время вышло и должен был начаться урок музыки, воспитатель сказала, что они идут на придворный бал. Так и расписание не пострадало, и детская игра продолжилась. 

Пример хорошего игрового наполнения группы. Много неструктурированных материалов, которые можно превращать по своему замыслу.
Пример хорошего игрового наполнения группы. Много неструктурированных материалов, которые можно превращать по своему замыслу.
Фото предоставлено Анной Якшиной

По словам автора исследования, проблема некоторых педагогов в том, что они не понимают роли спонтанной игры в развитии фантазии и творчества, предпочитая игры, которые "обучают", копируя реальный мир. 

– Всем воспитателям, которые участвовали в исследовании, мы показывали два видеоролика: на одном дети играли в то, что придумали сами, на другом – по заранее написанному взрослыми сценарию, с костюмами и другими атрибутами, – продолжает Анна. – Конечно, настоящая игра выглядела не такой зрелищной, как псевдоигра из второго ролика, и некоторые педагоги отдали преимущество постановке, назвав первое видео "баловством". Такие установки в сознании воспитателей надо менять, потому что именно спонтанная игра развивает у детей воображение, позволяет лучше управлять своим поведением, строить отношения с другими, понимать свои эмоции, сохранить интерес к учёбе, находить решения в трудных ситуациях, не теряться в постоянно изменяющемся мире и осваивать креативные профессии. 

Пример неудачного игрового наполнения: все чрезмерно реалистично, нет пространства для воображения.
Пример неудачного игрового наполнения: все чрезмерно реалистично, нет пространства для воображения.
Фото предоставлено Анной Якшиной