Бразильская художница вдохновилась экспонатами петербургских музеев, привезенными 200 лет назад из ее родной страны

В "Царицыно" открыли выставку, посвящённую первой российской экспедиции в Бразилию 1822–1829 годов
Бразильская художница вдохновилась экспонатами петербургских музеев, привезенными 200 лет назад из ее родной страны
Василий Кузьмиченок / Metro
Индейцы племени апиака носили татуировки не для украшения. Три линии у рта означают принадлежность к племени. При этом детям набивают только одну линию на щеке. Остальные линии наносятся лишь по достижении половой зрелости. Мальчиков и девочек татуируют с 8–9 лет. При этом без какой-либо церемонии или празднества

Такую Бразилию до него не видел никто: татуированные индейцы, Амазонка с зубастыми пираньями и джунгли, не замолкающие ни на минуту, – обрусевший немец Григорий Иванович Лангсдорф в ХIX веке первым описал удивительную жизнь этих мест.

Дипломат и учёный, он возглавил команду из 36 отважных, которая направилась вглубь Амазонии, чтобы описать местную природу и познакомиться с живущими там племенами. Итог их работы впечатляет: были составлены первые карты местности, описаны и научно классифицированы несколько сотен видов бразильской фауны и флоры, получены первые изображения племён апиака, мурундуку и маншакали. 

Привезённые Лангсдорфом со товарищи артефакты разбрелись по музеям Петербурга – Зоологическому, Ботаническому, Кунсткамере, а наиболее ценные экземпляры забрала для изучения Академия наук.

Это Serrasalmus Spilopleura, или пятнистая пиранья. Зубастая рыбка 200 лет хранилась в Зоологическом институте Российской академии наук в Санкт-Петербурге, но благодаря формалину и сейчас пугает как живая
Василий Кузьмиченок / Metro
Это Serrasalmus Spilopleura, или пятнистая пиранья. Зубастая рыбка 200 лет хранилась в Зоологическом институте Российской академии наук в Санкт-Петербурге, но благодаря формалину и сейчас пугает как живая

Так они и хранились там порознь, пока бразильская художница Алини Шавиер Минейру Алварес спустя два столетия не совершила «экспедицию наоборот»: она отправилась в Россию и собрала всё воедино – карты, рисунки, дневники, коллекцию рыб и насекомых и уникальный гербарий.

Итогом её работы стала выставка «Экспедиция Лангсдорфа. На ваших глазах», которая до 23 января следующего года разместилась в Главном дворце "Царицыно". 

Это скелет коралловой змеи, названной в честь Лангсдорфа – Micrurus langsdorffi. Именно Григорий Иванович первый среди учёных обнаружил эту ядовитую рептилию. Кстати, она бывает разных цветов, но обычно – бело-красно-чёрная с чёрной "шапочкой". Кожа на выставке хранится отдельно, в банке со спиртом, и постоянно меняет цвет
Василий Кузьмиченок / Metro
Это скелет коралловой змеи, названной в честь Лангсдорфа – Micrurus langsdorffi. Именно Григорий Иванович первый среди учёных обнаружил эту ядовитую рептилию. Кстати, она бывает разных цветов, но обычно – бело-красно-чёрная с чёрной "шапочкой". Кожа на выставке хранится отдельно, в банке со спиртом, и постоянно меняет цвет

Алини подошла к экспозиции творчески: это не просто набор экспонатов, а целое культурное пространство. Например, в одном из залов выставки постоянно слышна странная музыка. Оказалось, это звуки джунглей, записанные... 200 лет назад. Как это стало возможным, рассказала продюсер выставки Нина Мочалова: 

– Лангсдорфа в экспедиции сопровождали талантливые художники. Один из них, Эркюль Флоранс, изобрёл зоофонию – способ записи звуков природы нотами. Это сейчас мы можем найти что угодно на YouTube. А тогда никто ничего подобного не слышал. 

За восемь лет экспедиции команда Лангсдорфа заметно поредела: до Петербурга добрались только 15 счастливчиков, остальные либо утонули, либо умерли от тамошних болезней, либо были убиты животными, которых по иронии судьбы пытались описать. Но их труды не пропали зря, считает посол Бразилии в России Родриго Баэна Соарес:

– Лангсдорф показал нашу национальную идентичность. У нас есть много музеев, которые сохраняют память об этой экспедиции.

29 сундуков с минералами привезли из экспедиции члены команды Лангсдорфа. Также в Петербург передали коллекцию из 27 алмазов и слиток золота

3 вопроса о выставке

Алини Шавиер Минейру Алварес, автор экспозиции, медиахудожник

 Автор экспозиции - художница Алини Шавиер Минейру Алварес уверена, что индейцы были рады посетителям из России, приглашали их в свои дома, между ними не было дистанции
Василий Кузьмиченок / Metro
Автор экспозиции - художница Алини Шавиер Минейру Алварес уверена, что индейцы были рады посетителям из России, приглашали их в свои дома, между ними не было дистанции

Почему вас заинтересовала экспедиция Лангсдорфа? 

– Мне работа с коллекцией Лангсдорфа напоминает о детстве. Я родом из штата Минас-Жерайс. Это место с очень богатой природой. Туда направлялись много экспедиций, не только Лангсдорфа. В детстве я видела дневники тех лет, документы и, конечно, рисунки. Сначала я узнала не о Лангсдорфе, а о его художниках.

Что вас наиболее удивило в работе над коллекцией? 

– Я ожидала увидеть бумажные документы или картины, но нашла более 100 сохранённых животных только в одном Зоологическом музее в Санкт-Петербурге. И коллекция рыб впечатляющая. Я отобрала для выставки десять экземпляров. Это было очень интересно, и я даже отдельно сделала их фотографии. 

 Как местные жители реагировали на участников экспедиции? 

– По рисункам, оставленным членами команды Лангсдорфа – Тонеем, Ругендасом и Флорансом, видна близость индейцев к посетителям из России. Им были рады, их приглашали в свои дома, между ними не было дистанции. Представьте дорогу длиной в 16 тысяч километров... И они стали почётными гостями для индейцев!

Ноты из дневника Флоранса собрали и интерпретировали современные российские и бразильские музыканты. Получившуюся у них композицию могут услышать гости выставки
Василий Кузьмиченок / Metro
По нарисованным членами экспедиции картам не один десяток лет ориентировались путешественники
Василий Кузьмиченок / Metro
Ноты из дневника Флоранса собрали и интерпретировали современные российские и бразильские музыканты. Получившуюся у них композицию могут услышать гости выставки1/2