Святые вышли на театральные подмостки: в Музее имени Андрея Рублёва показывают "галантные" иконы

На выставке "Икона "галантного века" можно проследить, как на русский живописный канон повлияло светское западноевропейское искусство
Святые вышли на театральные подмостки: в Музее имени Андрея Рублёва показывают "галантные" иконы
Пресс-служба Музея имени Андрея Рублёва
Рокайльные рамы – один из характерных признаков эпохи барокко в искусстве. "Христос и самарянка". 1750-е годы. Москва. Собрание Государственной Третьяковской галереи.

Святые увлечённо жестикулируют и прогуливаются в итальянских галереях, за их сводами просматривается пейзаж с реалистичными деталями, а вот святитель Димитрий Ростовский изображён, кажется, и не на иконе вовсе, а на светском портрете: справа от него обвиваемая тяжёлой изумрудной занавесью классическая колонна, сзади – розовый барочный пуф с позолоченным декором, слева – изогнутый столик с резным распятием. А вот на иконе "Воскресение Христово" Спаситель спускается по облакам в виде совершенно ренессансного юноши: одежды на нём живописно развеваются, а вокруг клубятся облака, совсем как на полотнах Рафаэля.

– Насколько это икона и насколько мы можем молиться перед этим образом – вопрос к нам, – рассказывает куратор выставки, заведующий сектором научно-методической работы Музея имени Андрея Рублёва Дионисий Денисов. – Кому-то это не попадает на духовную почву: красиво, но, как говорится, молиться я сюда не могу. А иногда образ, наоборот, очень привлекает: например, вот этот "Христос и самарянка", с одной стороны, иллюстрация Евангелия, с другой – настоящее украшение иконостаса.

Рокайльные завитки украшают не только раму иконы, но и само живописное изображение. "Священномученик Александр". Последняя четверть XVIII века. Поволжье. Собрание Государственного исторического музея
Пресс-служба Музея имени Андрея Рублёва
Рокайльные завитки украшают не только раму иконы, но и само живописное изображение. "Священномученик Александр". Последняя четверть XVIII века. Поволжье. Собрание Государственного исторического музея

"Христос и самарянка", про которых мы говорим, помещены в причудливую рокайльную позолоченную раму: раньше она была частью церкви на Арбате, которая была снесена в годы его реконструкции. Рокайльная форма – яркий признак стилей барокко и рококо, которые в XVIII веке окончательно захватили не только русские архитектуру, интерьеры, декоративно-прикладное искусство и светскую живопись, но и религиозную. Активное проникновение в Россию западноевропейских традиций и стилей началось в последней трети XVII века с началом петровской эпохи, а русский XVIII век – такой же век барокко, рококо и классицизма, как и во всей Европе. Не избежала этого влияния и иконопись: образы стали напоминать модную светскую живопись и ренессансные полотна, а рокайльные завитки покрыли не только иконостасы русских барочных церквей, но и стали элементами изображений на самих иконах. Традиционная древнерусская эстетика в религиозном искусстве, конечно, никуда не исчезла – она сохранилась в узком кругу старообрядческой культуры. Но её зачастую не было видно из-за обильных завитков пышного цветения барокко.

– Первую скрипку в формировании вкусов всегда играет элита – аристократия, императорский двор, дворянство, – рассказывает директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва Михаил Миндлин. – Они воспринимают и продвигают новые тенденции и концепции в искусстве. XVIII век недаром называют "галантным" веком, он окрашен западноевропейским влиянием. Немаловажно, что практически весь XVIII век на престоле находятся женщины: Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета I, Екатерина II. Если и не напрямую, то опосредованно женские вкусы влияют на развитие искусства в России, в том числе религиозного. Конечно, наиболее ярко это выражается в декоративно-прикладном и светском искусстве, но, тем не менее, эта тенденция совершенно очевидна.

Святые изображены в подробных и реалистичных пейзажах. "Пророк Иоанн Предтеча Ангел пустыни". 
1769 год. Василий Колмогоров, Великий Устюг. Частное собрание.
Пресс-служба Музея имени Андрея Рублёва
Святые изображены в подробных и реалистичных пейзажах. "Пророк Иоанн Предтеча Ангел пустыни". 1769 год. Василий Колмогоров, Великий Устюг. Частное собрание.

Прогуливаясь по залам Музея имени Андрея Рублёва, в которых сегодня собрали русские иконы “галантного” века из нескольких отечественных музеев и частных собраний, отчётливо ощущаешь эту двойственную природу живописных изображений: их стилистика как бы мерцает между светским и религиозным, восхищая той самой “прелестью”, которой так сторонится древнее религиозное искусство и к которой так тянется маньеристский и капризный XVIII век. Глядя на изображения, можно подумать, что изменение канона произошло так же резко, как было прорублено окно в Европу, однако это не так: о трансформации манеры письма задумался ещё в середине XVII века основоположник стиля живоподобия и глава школы иконописцев московской Оружейной палаты Симон Ушаков. Политические изменения только ускорили художественные процессы.

Изменения на русских иконах XVIII можно отследить детально, сравнивая с древнерусскими образцами.

– Исчезает фон иконы, который был бессюжетным, цветным или золотым, – рассказывает Дионисий Денисов. – Он мог иметь архитектурную или пейзажную составляющую, но всё это было нейтральным и даже абстрактным. А сейчас появляется как будто реальный пейзаж, реальная архитектура: появляется среда, в которую помещаются герои, и эта среда взаимодействует с окружением.

Интерьеры храма заимствованы с одной из гравюр, но при этом сильно переработаны. "Обновление храма Воскресения Христова". 1728 год. Иван Александров (Артемьев) Гусятников, Москва. Собрание Государственной Третьяковской галереи.
Пресс-служба Музея имени Андрея Рублёва
Интерьеры храма заимствованы с одной из гравюр, но при этом сильно переработаны. "Обновление храма Воскресения Христова". 1728 год. Иван Александров (Артемьев) Гусятников, Москва. Собрание Государственной Третьяковской галереи.

Кроме схематичных изображений русских монастырей, на втором плане икон XVIII века появляются почти итальянские пейзажи и отдалённо напоминающие европейские средневековые города постройки. Художники заимствовали элементы второго плана с западноевропейских гравюр: иногда подробно, иногда сильно переработав оригинал.

– Имейте в виду, что они брали чёрно-белый образец и делали его цветным – это тоже непросто, – рассказывает Дионисий Денисов. – Вот, например, гравюра "Пир Валтасара" – для иконы художник полностью переосмыслил её в другой сюжет, взяв с гравюры только архитектуру. Каждый живописец перерабатывает исходник так, как ему интересно. Так что русские мастера не копируют вслепую – у них всегда есть какая-то идея, которой отвечает их работа.

Углубление русских иконописцев XVIII века в гравюру и живопись буквально дало углубление перспективы в изображении на иконе: многочисленные детали пейзажа и активно жестикулирующие фигуры сделали иконы похожими на театральные мизансцены. А замена темперной техники на масляную дала более лёгкий, воздушный штрих: разыгрываемые перед глазами зрителя, как на подмостках, святые сюжеты не теряли при этом необходимой для них оторванности от земной жизни.