Чат-боты способны обучать студентов, но у них нет эмпатии педагогов

Многие недооценивают возможности искусственного интеллекта в то время, как он уверенно занимает позиции посредника между людьми и технологиями. О том, как чат-боты влияют на жизнь современных педагогов, Metro поговорило с экспертами
Чат-боты способны обучать студентов, но у них нет эмпатии педагогов
Nuttapong punna / Copyright (c) 2023 Nuttapong punna/Shutterstock. No use without permission.
Особенно полезна способность ботов генерировать упражнения, сложность которых адаптируется к уровню знаний студента

– Наибольшую популярность искусственный интеллект приобретает сейчас именно в формате чат-ботов, – рассказывает Metro Дмитрий Федоров, директор образовательной компании EF Education First — обучение за рубежом. – Фактически чат-бот – это переписка с искусственным интеллектом, который анализирует сообщение с помощью обработки естественного языка (NLP) и машинного обучения (ML), а затем даёт пользователю ответ на запрос. 

Эксперт выделил классические и новаторские способы использования чат-ботов в образовании:

Классические способы использования чат-ботов

Ответы на частые вопросы и рассылка важной информации


Это наиболее распространённый способ использования чат-ботов. “Умные помощники” уже давно решают проблемы пользователей прямо в приложениях, на веб-страницах и в социальных сетях. Запросы варьируются от просьб помочь в конкретной ситуации, подсказать, как выполнить ту или иную задачу, до общих вопросов. 

Проверка заданий


Чтобы избавить педагогов от необходимости тратить время на проверку однотипных работ, программисты внедряют этот навык в ботов. Кроме того, AI способен хранить данные о выполненных заданиях и успехах учеников, что позволяет отслеживать прогресс. 

Сбор обратной связи


Для образовательных компаний крайне важно получать обратную связь от студентов для поддержания высокого уровня обучения и обслуживания, однако делать это вручную затруднительно. Чат-бот напомнит ученикам написать отзыв на любую тему, которая касается обучения, и даст возможность прикрепить доказательства – скриншоты, фотографии и видеозаписи. А хранение данных в одном месте обеспечит сохранность и возможность анализировать их в дальнейшем.

ЦИТАТА
Чтобы геймифицировать обучение, нами был разработан чат-бот, в котором были интерактивные тесты: можно было проходить квесты по учебным предметам, отвечать на вопросы из разных областей науки и культуры. Ребята узнавали с помощью бота о новых профессиях, истории Великой Отечественной войны, а также развивали логическое мышление. Сейчас в Московской электронной школе (МЭШ) есть цифровые задания, которые тоже основаны на геймификации (например, приложения в МЭШ). И поэтому наш бот утратил актуальность.
— Владимир Лубский, директор ГБОУ Школа "Интеграл"

Персонализация

Планирование работы


Искусственный интеллект помогает организовать рабочий процесс студентов и преподавателей, распределяя задачи, составляя расписание занятий и напоминая о сроках выполнения работ. Боты составляют списки дел, сортируют и определяют приоритеты для повышения эффективности работы. 

Вовлечённость студентов


Следить за прогрессом в обучении теперь намного легче. Изучая, как быстро ученик усваивает материал, бот отслеживает эту динамику и даже старается поддержать студента, говорит Дмитрий Фёдоров. Персональные напоминания и личные рейтинги поддерживают интерес учащихся, не давая им забыть о том, что надо выполнить задание. 

Новаторство

Объективная оценка 


Особенно полезна способность ботов генерировать упражнения, сложность которых адаптируется к уровню знаний студента. Мгновенное создание уникального задания исключает возможность списать (что, пожалуй, становится ключевым моментом во всех тестах), а персонализация расширяет спектр охваченных в тесте тем. В зависимости от того, даёт ученик правильные ответы или нет, задания усложняются или упрощаются, что позволяет объективно оценить его знания.

Объяснение правил


Когда студенты проходят тестирования в интернете и отвечают неправильно, онлайн платформы ограничиваются короткими пояснениями. Искусственный интеллект, в отличие от них, включается в диалог. Сначала дается правильный ответ, а затем AI предлагает пояснить решение на каком-нибудь другом примере. На этом этапе учащийся может вступать в полемику, задавать дополнительные вопросы, в то время как модель старается убедить учащегося, что он не прав или прав не до конца. В ход идут правила, конкретные примеры, расшифровки с переводом. 

Перспективы

Перспектива дальнейшего развития образования видится именно в таких новаторских подходах, как создание чат-ботов, применяемых для тестирования, объяснения материала и общения с учащимися, говорит Дмитрий Фёдоров. А ещё в создании интеллектуальной среды, где каждый студент имеет возможность получить доступ к индивидуализированному образованию и развитию своих знаний и навыков.

В настоящий момент использование искусственного интеллекта в образовании сильно ограничено, считает эксперт. В ходе Всемирного экономического форума было отмечено, что работники сферы образования не рискуют потерять работу в связи с автоматизацией, потому что единственная вещь, которую мы можем передать искусственному интеллекту — это возможность оценки или комментирования. AI не способен дать эмпатию педагога, особенно ту, которая чувствуется на очных занятиях. 

Наиболее целесообразное применение искусственного интеллекта – помощь педагогам в выполнении рутинных задач и дополнительное объяснение материала, в котором у студента были обнаружены пробелы. Внедрение более серьезных задач в перечень обязанностей ботов и других “умных” систем на данном этапе развития не видится возможным в том числе из-за свойственным AI вымышленным ответам. С учетом такого дефекта попытка привлечь искусственный интеллект непосредственно к процессу обучения скорее приведет к профанации научного знания и образования как такового.