
Артиллерист Юрий Никулин и его счастливая сорочка
Знаменитый актёр и любимый клоун Советского Союза Юрий Никулин, дебют которого на манеже Московского цирка состоялся в октябре 1948 года, 7 лет отдал воинской службе. В возрасте 17 лет, в 1939 году, его призвали в армию, служил он под Ленинградом, и через несколько месяцев после призыва артиллерист Никулин уже оказался на фронте Советско-финляндской войны (1939–1940). Демобилизоваться будущий актёр не успел – началась Великая Отечественная.

В своей книге мемуаров "Почти серьёзно" Юрий Никулин вспоминал, как узнал о начале войны. В ночь на 22 июня на наблюдательном пункте в их части нарушилась связь с командованием дивизиона, но найти повреждение не удалось. Утром Никулин с товарищем спокойно позавтракали и по случаю воскресенья, взяв трёхлитровый бидон, пошли на станцию покупать пива:
"Подходим к станции, а нас останавливает пожилой мужчина и спрашивает:
– Товарищи военные, правду говорят, что война началась?
– От вас первого слышим, – спокойно отвечаем мы. – Никакой войны нет. Видите – за пивом идём. Какая уж тут война!
Прошли ещё немного. Нас снова остановили:
– Что, верно война началась?
– Да откуда вы взяли? – забеспокоились мы.
Что такое? Все говорят о войне, а мы спокойно идём за пивом. На станции увидели людей с растерянными лицами, стоявших около столба с громкоговорителем. Они слушали выступление Молотова".
С началом Великой Отечественной войны Юрий Никулин стал командиром разведки, участвовал в обороне Ленинграда. В 1943 году получил контузию, после восстановления служил в 72-м отдельном зенитном дивизионе в Колпино, в должности командира отделения разведки, а затем помощником командира взвода. Победу встретил в Курляндии. Среди наград Никулина есть медали "За отвагу", "За оборону Ленинграда", "За победу в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг."...
Про военные будни артист не очень любил рассказывать в интервью, но в своей книге "Почти серьёзно" оставил некоторые воспоминания. Там он писал, что на войне "не раз казалось, что смерть неминуема, но всё кончалось благополучно".
"Видимо, я и в самом деле родился в сорочке, как любила повторять мама", – отмечал Никулин, которому выпало увидеть немало страшного на фронте.
Первого убитого при мне человека невозможно забыть. Мы сидели на огневой позиции и ели из котелков. Вдруг рядом с нашим орудием разорвался снаряд, и заряжающему осколком срезало голову. Сидит человек с ложкой в руках, пар идёт из котелка, а верхняя часть головы срезана как бритвой, начисто. Смерть на войне, казалось бы, не должна потрясать. Но каждый раз это потрясало. Я видел поля, на которых лежали рядами убитые люди: как шли они в атаку, так и скосил их всех пулемёт. Я видел тела, разорванные снарядами и бомбами, но самое обидное – нелепая смерть, когда убивает шальная пуля, случайно попавший осколок.
А смерть командира орудия Володи Андреева… Какой был великолепный парень! Песни пел замечательные. Стихи хорошие писал и как нелепо погиб. Двое суток мы не спали. Днём отбивались от эскадрилий юнкерсов, которые бомбили наши войска, а ночью меняли позиции. Во время одного переезда Володя сел на пушку и заснул, и во сне упал с пушки. Никто этого не заметил, пушка переехала Володю. Вспоминая потери близких друзей, я понимаю – мне везло. Отрывок из книги Юрия Никулина "Почти серьёзно"
Советский клоун – напарник Никулина Михаил Шуйдин 13 раз горел в танке
Михаил Шуйдин был призван в ряды Красной армии в мае 1942 года. С отличием окончив танковое училище в звании лейтенанта, через год он уже командовал танком Т-34.
Будущий артист участвовал во многих решающих боях против германских войск. Сражался в Сталинградской (операция "Кольцо") и Курской битвах, защищал город Ростов-на-Дону, сёла Матвеев Курган и Удовиченки. Лично он уничтожил множество вражеских орудий, танков и солдат. В 1943 году Шуйдина наградили орденом Красной Звезды.

Командиром танкового взвода Шуйдин участвовал в форсировании Днепра, в освобождении Левобережной Украины, Белоруссии и Прибалтики.
Как-то в засаде он за 26 часов отразил 7 атак танков и пехоты противника, удержав важный рубеж. Иногда на фронте молодому офицеру приходилось применять и свои актёрские способности и чувство юмора. В воспоминаниях есть описание момента, как однажды благодаря смекалке Шуйдина была сорвана ночная атака немецких войск. С наступлением сумерек пехота противника начала со всех сторон подбираться к плацдарму, удерживаемому малочисленным взводом наших. В этот напряжённый момент в радиоэфире зазвучал спокойный голос Шуйдина и громкий хохот. Немцы, слушавшие эфир, не понимали, что происходит, они решили, что подтянулось подкрепление. Хотя Михаил Шуйдин всего лишь декламировал рассказы Зощенко и сыпал анекдотами, на которые его товарищи отвечали громким смехом. Срыв ночной атаки помог утром, когда подоспело подкрепление, взять в плен несколько сотен фашистов вместе с техникой и обозом.
В июле 1944 года о Шуйдине впервые написала газета "Правда" – тогда никто не мог и предположить, что всего через 10 лет имя этого артиста станет известным всему миру.
13 раз Михаил Шуйдин горел в танке, но самые серьёзные ранения он получил в августе 1944 года. То, что танкист остался тогда жив, его товарищи называли чудом. Ослепший и обгоревший, воин прополз почти пять километров до находившегося в тылу медсанбата. Состояние танкиста было очень тяжёлым: Шуйдина срочно эвакуировали на генеральском "виллисе" во фронтовой госпиталь.
Шесть месяцев врачи боролись за жизнь, а потом за здоровье молодого лейтенанта. Зрение вернулось, но обожжённые пальцы долго не слушались, а на лице появились шрамы. Позже он их прятал за клоунский грим.
За подвиг Шуйдину был пожалован орден Красного Знамени. О том, что танкиста на самом деле выдвигали на золотую Звезду Героя Советского Союза, никто тогда не знал. Решением большого начальства в высокой награде отважному офицеру было отказано. Причины этого непонятны до сих пор.
Артисты цирка в годы Великой Отечественной войны

В честь 80-летия Победы Московский цирк Никулина на Цветном бульваре подготовил фотовыставку "Артисты цирка в годы Великой Отечественной войны". Фото артистов-фронтовиков можно увидеть на Цветном бульваре и в Московском доме книги на Новом Арбате.

На выставке представлены истории о фронтовых подвигах не только Юрия Никулина и Михаила Шуйдина, но и других знаменитых циркачей, силачей и акробатов, можно узнать, как артисты цирка продолжали выступать перед солдатами, поднимая боевой дух и вселяя веру в победу.

Не все цирковые артисты вернулись с фронта. В 1942 году знаменитый советский акробат Семён Донеман, создатель уникального номера "Мотоцикл в воздухе", геройски погиб в Севастополе. Он был заживо замурован в катакомбах за отказ выдать военную тайну.