Что означает дайвёрсити в кинематографе и были ли попытки у россиян влиться в этот тренд

В современном кино и сериалах мы всё чаще встречаем актёров и персонажей разных рас и гендеров. Как обстоят с этим дела на российском экране?
Что означает дайвёрсити в кинематографе и были ли попытки у россиян влиться в этот тренд
Netflix
Кадр из сериала “Бриджертоны”.

В западном кино и сериалах, в том числе исторических и фэнтези, всё чаще встречаются персонажи, которых играют актёры разных рас. В России не всем, включая писательницу Татьяну Толстую, понравилось, что в сериале “Бриджертоны” аристократы эдвардианской эпохи были чернокожими, хотя в сериале показывали не историческую, а альтернативную, фэнтезийную Англию. Несмотря на возмущение консерваторов, сериал стал самым популярным на Netflix и уже продлён на четыре сезона. Metro рассказывает о немногочисленных пока попытках российского кинематографа влиться в тренд этнического и другого разнообразия.

Почему мы всё чаще видим дайвёрсити-каст?

В классическую эпоху Голливуда почти не было небелых актёров. Исключения, как египтянин Омар Шариф, встречались очень редко. Первые чернокожие звёзды пробивались на экран с огромным трудом. Нишелль Николс, сыгравшая в 1960-х годах в сериале “Звёздный путь” лейтенанта Ухуру, стала первой темнокожей актрисой, появившейся на ТВ не в роли прислуги. Актриса была до такой степени не уверена в реакции зрителей, что для моральной поддержки ей потребовался сам Мартин Лютер Кинг. Он сказал, что Николс станет образцом для всех молодых афроамериканцев, и прибавил, что теперь “открыта дверь, которую никто уже не сможет закрыть”.

Нишелль Николс в сериале “Звёздный путь” – первая чернокожая актриса не в роли прислуги в сериале.
Paramount Pictures Studios, CBS Studios
Нишелль Николс в сериале “Звёздный путь” – первая чернокожая актриса не в роли прислуги в сериале.

Дверь открывалась постепенно. Главное изменение произошло уже в наше время, в эпоху стриминговых сервисов. Сериалы смотрят представители всех рас, этнических групп и сексуальных ориентаций. И люди хотят, чтобы кто-то представлял их на экране.

– Кино – это самый простой и доступный способ прикоснуться к чужому опыту, примерить его на себя, – говорит кинокритик Евгений Ткачёв. – И то, что современный кинематограф стал двигаться в сторону разнообразия, говорит о его эволюции. Теперь мы можем увидеть и услышать самые разные истории. Не все они будут шедеврами, но они будут разными.

Встречается ли разнообразие на российском экране?

Опыты в отечественном кинематографе остаются немногочисленными. Иногда у нас затрагивают проблему мигрантов, как в фантастической комедии “Ч/б”, где ангелом-хранителем русского националиста (Алексей Чадов) становится мошенник с Кавказа (Мираб Нинидзе). По классической схеме бадди-муви двое непохожих, пережив общие злоключения, становятся друзьями, избавляясь от этнических стереотипов.

По той же схеме выстроен сериал “Салам Масква” (2016), который показывали на Первом канале. Совместная работа “в органах” русского опера Сани (Александр Голубков) с дагестанским напарником Рустамом (Али Алиев) помогает ему избавиться от ксенофобских настроений. Сериал достаточно широко затронул жизнь этнических общин в Москве, в том числе участие диаспор в криминальной деятельности.

Драма о девушке из Северной Осетии “Разжимая кулаки” (2021) режиссёра Киры Коваленко стала победителем в номинации “Особый взгляд” Каннского фестиваля. Это доказывает, что у России есть безусловный потенциал в кинематографических рассказах о разных этнических группах.

Разнообразие слишком “острое” для России?

В начале февраля 2022 года состоялась премьера короткометражки “Уличное освещение” – первого российского фильма, где главную роль сыграл актёр с особенностями развития. Это редкий, хотя не единственный случай в российском кинематографе. В фильме “Старухи” (2003) Сергей Макаров, артист с синдромом Дауна, тоже сыграл значительную роль, за которую получил множество кинонаград.

Но люди с ментальными особенностями остаются для российского кинематографа почти посторонними. Один из немногих примеров – выдвинутая на “Оскар” мелодрама “Русалка” (2007) Анны Меликян. Главную героиню фильма отправляют в интернат для умственно отсталых, хотя можно поспорить, действительно ли девочка обладает какими-то особенностями, кроме яркой фантазии и необычного видения мира.

– В России публика несколько побаивается острых проблем, а эта проблема для нас по-прежнему острая – столько случаев, когда люди буквально боятся инвалидов и людей с особенностями в развитии, – считает кинокритик Иван Афанасьев. – В нашем представлении подобные герои – "не такие", нам непросто к ним "подключиться", так как большинство из нас, к счастью, не испытывает тех проблем, которые испытывают они. В США и вообще за рубежом, например, поступают проще – там берут подобных героев и делают их чертовски обаятельными, простейший пример – фильм "А в душе я танцую". У нас необходимая интонация пока не нащупана. Впрочем, у нас в целом непросто говорить о том, что вызывает некий дискомфорт в душе.