Бывший теперь уже президент Сирии Башар Асад находится в Москве, он получил в России убежище, сообщил ТАСС источник в Кремле. Россия предоставила ему и его семье кров "из соображений гуманитарного характера". В Москве считают, что необходимо возобновление переговоров по урегулированию ситуации в Сирии под эгидой ООН.
Тем временем столица Сирии оказалась в руках повстанцев спустя почти две недели после начала активных боевых действий.
Единственный официальный комментарий о происходящем дал премьер-министр страны Мухаммад Гази аль-Джалали. Он заявил, что остаётся дома и готов поддержать преемственность власти после побега президента Башара Асада из страны.
Падение его правления ставит под серьёзную угрозу военное присутствие России в Средиземноморье, отметил в беседе с Metro востоковед Арсений Григорьев.
– База ВМФ в Тартусе является важным стратегическим и перевалочным пунктом для ВС РФ и, по сути, коридором в Африку, где Москва в последние годы значительно расширила географию своего влияния. Судьба базы будет зависеть от результата переговоров Москвы с Анкарой, фактически стоящей за захватившими власть в Дамаске.
Кроме того, падение правления Асада ознаменует возрождение турецкого влияния в регионе и положит конец персидскому. Иран лишится сухопутного коридора со своими прокси-анклавами на границах с Израилем, а Израиль, вероятнее всего, расширит оккупацию приграничных районов Сирии.
– Несмотря на то что сейчас интересы интернационального джихада и Израиля совпадают, – это лишь вопрос времени, когда окрылённый успехами подопечных турецкий лидер решится занять пустующую нишу халифа всех мусульман, а подконтрольные ему группировки вспомнят, чей на самом деле Иерусалим.
При этом судьбы христианских, алавитских и шиитских меньшинств в Сирии незавидны, считает Григорьев. Сунниты, которых в стране большинство, вряд ли простят им десятилетия привилегированного положения. Во время правления Асада сирийскую элиту представляли в основном алавиты, а его ближайшее окружение состояло из меньшинств, в том числе христиан. При этом суннитское влияние значительно ограничивалось.
– Главное, чтобы обошлось без прямого истребления. Учитывая турецкое покровительство, показательный акт гуманизма ещё возможен. Но многоконфессиональная Сирия умерла навсегда.