Об этом в беседе с журналистами сообщила член комиссии столичной думы по образованию, ректор Государственного института русского языка имени Пушкина Маргарита Русецкая.
– Методика "Дар речи" апробируется пока в пилотном режиме, – уточнила депутат в беседе с журналистами Агентства городских новостей "Москва". – Проект реализуется на базе 72 образовательных комплексов Москвы городским психолого-педагогическим центром департамента образования и науки Москвы совместно с Московским городским педагогическим университетом, Ассоциацией родителей и детей с дислексией, а также экспертами нашего Института русского языка имени Пушкина.
В исследовании задействованы дети трех, пяти, семи и девяти лет.
– Разработаны два вида опросников. Первый – для учителей и воспитателей, который направлен на выявление основных маркеров речевых нарушений у ребенка, – рассказала парламентарий. – Второй – для специалистов-логопедов. В перспективе методика должна быть распространена на все образовательные учреждения, чтобы все без исключения дети были протестированы, их трудности – вовремя замечены и те, кому помощь необходима, своевременно ее получили.
Сегодня до 60% детей, которые приходят в школу, уточнила Русецкая, страдают теми или иными нарушениями речи, которые становятся причиной проблем во время их обучения. Но их можно предупредить в дошкольном возрасте.
– О необходимости своевременного и доступного логопедического тестирования, помощи детям мы говорим не один год, – напоминает парламентарий. – Порой родители не замечают в речи своих детей никаких отклонений: ребенок сообразительный, неглупый, активный. Но в школе начинаются проблемы, потому что оказывается – он путает звуки, не может усвоить правила письма, переставляет буквы и слоги при чтении или письме. Дальше, если причина этих трудностей не выявлена, школьные проблемы ребенка нарастают как снежный ком. Он получает двойки не только по русскому языку и чтению, но и другим предметам, у него падает самооценка, ругают родители.
В то же время самой школе тоже не получится остаться неизменной.
– Фигура логопеда снова должна стать важной, значимой, востребованной в образовательном коллективе, необходимо сформировать понимание у всех членов управленческой команды школы роли логопедической помощи в обеспечении качества и доступности образования. А для этого потребуются изменения в подготовке самих логопедов, — убеждена Русецкая.
При этом она отметила, что подготовка логопедов на данный момент осуществляется вузами по направлению "Педагогическое образование".
– Главный дефицит такой подготовки – недостаток диагностической компетенции, навыки междисциплинарного взаимодействия с врачами, психологами, – отметила депутат. – А для эффективной работы в современных условиях нужны именно специалисты с междисциплинарной подготовкой. Это задача всероссийского масштаба.
Напомним. В сентябре Владимир Путин поручил министерству просвещения и министерству науки и высшего образования увеличить на следующий год план приема абитуриентов на специальности "логопед" и "дефектолог".