Деспот и творец: Сергей Дягилев станцевал на сцене Большого в пальто

На Новой сцене Большого театра показали премьеру балета "Дягилев" – первый в истории танцевальный оммаж профессии импресарио
Деспот и творец: Сергей Дягилев станцевал на сцене Большого в пальто
Владимир Астапкович / @РИА Новости
Сергей Дягилев не щадил в своей труппе никого.

Теряющиеся под потолком стены склада декораций с французскими надписями, такая же мрачноватая палитра парижской квартиры Дягилева, с задвинутыми в глубину сцены немногочисленными предметами интерьера: стул, стол и шкаф, будто собранные лишь для того, чтобы подчеркнуть свою незначительность и незаметность для глаз их хозяина. Такая обстановка открывается зрителю с поднятием занавеса. Всё повседневное Дягилеву не важно, он поглощён своими мыслями и страстями: явными и ясными по смыслу в сценах репетиций и постановок, неявными и противоречивыми за их пределами. Одиночество мечущегося в своей квартире Дягилева подчёркивает единственный придуманный персонаж в спектакле – некая Цыганка, предсказавшая ему смерть, с такой же седой прядью над бровью, как у импресарио, – зеркало его сомнений и внутренний голос, с которым он ведёт диалог. 

– Это не конкретная цыганка, а воплощение иррациональных страхов Дягилева, – рассказывает исполнительница роли, первая солистка Большого театра Анастасия Меськова. – Это такой чёртик на плече, который постоянно что-то нашёптывает, заставляя действовать и в итоге вырваться из оков сомнений. 

Цыганка не даёт покоя Сергею Дягилеву.
Владимир Астапкович / @РИА Новости
Цыганка не даёт покоя Сергею Дягилеву.

Цыганка, судя по всему, не только внутренний собеседник, но и некий намёк на бродяжническую, оторванную от корней жизнь главного героя. Спектакль открывается её дуэтом с Дягилевым, в котором она обрамляет пируэтами падающие, как в воду, ноты пьесы Равеля. Цыганка буквально не даёт Дягилеву покоя и будто одна имеет власть над человеком, который, выйдя за пределы своей комнаты и оказавшись в репетиционном зале и на сцене, подчиняет себе всех и словно никогда не знал силы больше себя.

"Мы танцуем Дягилева не как физическое тело, а его характер, жажду успеха".
Алессандро Каггеджи, хореограф-постановщик

Премьер Большого театра Денис Родькин, на этапе формирования идеи постановки собиравшийся играть Вацлава Нижинского, оказался очень органичен в роли Дягилева. Тонкий и лёгкий, он показывает тяжёлого в прямом и переносном смысле и авторитарного человека – и даже его виртуозные прыжки не отменяют этого впечатления. Ощущение массивности персонажа даёт и знаменитое дягилевское пальто с меховым воротником, сшитое для постановки Игорем Чапуриным – отдельная интрига состоит в том, как это пальто "справляется" со всеми хореографическими задачами, которые стоят перед его носителем. Грузный и жёсткий человек в чёрном драповом одеянии внезапно взлетает в прыжках, не запутавшись в фалдах, и кружится в сольных и ансамблевых танцах. 

– Самая сложная задача в балете была у Дениса Родькина, потому что Дягилев для нас привычен как статичная фигура и незыблемый авторитет, а мы его заставили танцевать, – рассказывает режиссёр-постановщик спектакля Сергей Глазков. – Танцовщику нужен был развитый драматический навык для передачи эмоций и характера такого персонажа. 

Сергей Дягилев и его двойники.
Дмитрий Белицкий / Агентство Москва
Сергей Дягилев и его двойники.

Как из "Шинели" Гоголя когда-то, по мысли Достоевского, вышла современная ему русская проза, так и вся труппа Дягилева, по замыслу его создателей, вышла из пальто импресарио. Дягилев "размножается" в математической прогрессии: множество Дягилевых в таких же пальто и цилиндрах появляются, как тени, из углов комнаты главного героя и, окружив его, танцуют вместе с ним. Появившиеся на сцене поочерёдно участники постановок Дягилева – Нижинский, Фокин, Карсавина, Равель и Бакст – хотят они того или нет, вступают во взаимодействие с тенями импресарио и сливаются в ансамбль.

Труппа разыгрывает сюжет о постановке в 1912 году "Дафниса и Хлои", в котором сценам репетиций отведена значительная часть времени балета. Заявленный как балет в балете, "Дягилев" скорее, оказался балетом о репетициях, что, несомненно, отражает жизненные реалии: ради спектакля, который проносится как искра, тратятся сотни и сотни часов подготовки. В сценах репетиций особенное оживление у пришедшего на прогон спектакля журналистского цеха вызвали взлетающие в антраша фотокорреспонденты в шляпах и со вспышками в руках и корреспондентки в плащах и с блокнотами, как пчелиный рой устремляющиеся за Дягилевым. 

Одна из самых сложных в смысле сочетания хореографии и драматургии роль в спектакле написана для Вацлава Нижинского в исполнении воздушного и бесшумного премьера Большого театра Дмитрия Смилевски, ему же досталась и задача обострить сюжет. Нижинскому не нравится костюм, который сшил для него Бакст (Денис Савин), и он швыряет его оземь, вызвав гнев Дягилева. Импресарио, как шпагой, поражает своей тростью в грудь капризного танцора, стучит ей под носом у Фокина (Семён Чудин), который никак не может договориться с Равелем (Вячеслав Лопатин), и кружит на ней Карсавину (Элеонора Севенард), которая от страха не знает, плакать ей или смеяться. Денису Родькину очень хорошо удалась роль разгневанного Дягилева: вот-вот, и он пробьёт тростью пол. 

Вацлав Нижинский (Дмитрий Смилевски) и Тамара Карсавина (Элеонора Севенард) стали Дафнисом и Хлоей.
Владимир Астапкович / @РИА Новости
Вацлав Нижинский (Дмитрий Смилевски) и Тамара Карсавина (Элеонора Севенард) стали Дафнисом и Хлоей.

Сочетание современного и неоклассического танца в спектакле распределено интуитивно оправданным образом: в стиле "контемпорари" показаны душевные метания Дягилева, а неоклассическими зарисовками расцвечены парные и кордебалетные танцы. Когда музыку Равеля сменяет Дебюсси, дуэты начинают завораживать, как гипноз: такого гипнотического танца удалось добиться в дуэте Дафниса и Хлои, то есть Карсавиной и Нижинского, танцующих готовый балет в балете. Особенно красива партия Севенард, где элементы современного танца, как бусинки, рассыпаны по всему её неоклассическому рисунку.

Но не успеваешь ты начать погружаться в этот волшебный гипноз, как вдруг оказывается, что балет окончен – действие прерывается как-то слишком внезапно, оставив ощущение незавершённости. До премьеры постановщики предупреждали, что спектакль будет короткий, в две части по 50 и 30 минут, но это не избавляет от чувства недосказанности. Будто перед тобой только начали разворачивать интригу, только показали характеры и конфликт, поманили новыми оркестровками Равеля и Дебюсси – и вдруг отобрали эту начавшую нравиться игрушку. Что всё же заставляет надеяться на развитие темы, как у всего недосказанного. 

Сергей Дягилев (1872 – 1929).
РИА Новости / @РИА Новости
Сергей Дягилев (1872 – 1929).
"Дягилев был новатором, он без сожаления прощался с устоявшимися нарративами, с какими-то, казалось бы, проверенными годами хореографами, музыкантами, композиторами, танцовщиками, художниками – он всегда создавал что-то новое. Нашей задачей было представить публике новаторский балет и не уйти от характерной для Дягилева потребности постоянно создавать что-то новое и интересное. Эта постановка отличается новым подходом, новым взглядом на сюжет, современной хореографией. Мне было безумно интересно вытащить драматическую линию из танца, в котором хореография не просто покоряет нас мастерством танцовщиков, но и рассказывает некую историю".
Сергей Глазков, режиссёр-постановщик спектакля 
Денис Родькин в роли Сергея Дягилева.
Дмитрий Белицкий/ Агентство Москва
Денис Родькин в роли Сергея Дягилева.
"Дягилев не относится ни к положительным, ни к отрицательным героям, он – и то, и другое, он заряжен разносторонней энергией и воплощать его на балетной сцене очень интересно. Каждый день, когда я что-то о нём узнаю – он меня удивляет. Каким он был жёстким, как взаимодействовал с людьми и с собой. Сыграть все его стороны характера посредством балетной пластики – очень сложная задача. У этого человека есть один двигатель, и двигатель этот – успех".
Денис Родькин, премьер Большого театра
Тамара Карсавина (1885 – 1978) в костюме Флоры. Мариинский театр.
РИА Новости / @РИА Новости
Тамара Карсавина (1885 – 1978) в костюме Флоры. Мариинский театр.
"В спектакле собрано много исторических личностей из мира искусства. Все они горели творчеством, жаждали создавать новое. Для нас исполнять роли своих выдающихся предшественников в профессии – большое счастье. И это большая ответственность,  играть именно исторических персонажей: о них уже много сказано и написано, всё это нужно изучать".
Элеонора Севенард, прима Большого театра
Элеонора Севенард в роли Тамары Карсавиной и Семён Чудин в роли Михаила Фокина в балете "Дягилев".
Дмитрий Белицкий / Агентство Москва
Элеонора Севенард в роли Тамары Карсавиной и Семён Чудин в роли Михаила Фокина в балете "Дягилев".
"Мы хотели показать, каким образом Дягилев создавал свои огромные, интересные миры на примере одного эпизода его жизни, на примере создания балета "Дафнис и Хлоя". На выбор пал именно на него, потому что, с одной стороны, он не очень известен, редко ставится и мы хотели познакомить зрителя с этим материалом. Но важнее всего, что именно в этом балете собраны мастера, которых можно назвать апостолами Дягилева."
Сергей Глазков, режиссёр-постановщик спектакля 
Михаил Фокин (1880 – 1942).
Musik- och teaterbiblioteket
Михаил Фокин (1880 – 1942).
"Идея балета вынашивалась полтора года. Сначала мы собирались ставить "Дафниса и Хлою" в видении современного хореографа, но потом поняли, что нужно делать не то, что было до нас, а что-то новое: новое либретто, новые декорации, новую хореографию. Этот балет – не биография Дягилева, а рассказ о его личности, о его сильных сторонах, маленький фрагмент из его жизни в 1912 году".
Денис Родькин, премьер Большого театра
Семён Чудин в роли Михаила Фокина в балете "Дягилев".
Дмитрий Белицкий / Агентство Москва
Семён Чудин в роли Михаила Фокина в балете "Дягилев".
"Дягилев для нас – не просто выдающийся деятель культуры, это повод вспомнить о роли заказчика в создании культурных событий, в развитии искусства. Не так много лиц в истории широко известны как заказчики, они всегда в тени, мы редко о них что-то слышим. Мы знаем имена танцовщиков и композиторов, но не знаем имена тех людей, которые решают, что спектакль состоится именно на этой сцене, что выставка должна открыться именно с этими художниками и так далее".
Сергей Шитьков, соорганизатор фестиваля “Нам нужен Дягилев”
Вацлав Нижинский (1890 – 1950) в сцене из балета "Видение розы".
РИА Новости / @РИА Новости
Вацлав Нижинский (1890 – 1950) в сцене из балета "Видение розы".
"В роли Нижинского будут намёки на пластику его роли Фавна, потому что "Послеполуденный отдых Фавна" ставился почти одновременно с "Дафнисом и Хлоей". Также мне было интересно показать его нестабильное психологическое состояние".
Алессандро Каггеджи, хореограф-постановщик 
Дмитрий Смилевски в роли Вацлава Нижинского.
Дмитрий Белицкий / Агентство Москва
Дмитрий Смилевски в роли Вацлава Нижинского.
"Так как у меня была невольная необходимость соперничать с Бакстом, мы решили пойти другим путём. Зная все костюмы, которые были в балетах Дягилева, включая его последние спектакли, где появлялся прозрачный пластик и максимально модерновые для того времени технологии, мы просто переняли именно самую идею новаторства Дягилева, создав  современные костюмы, но и сохранив атмосферу начала XX века, которая чувствуется в цветах, орнаментах, линиях, пропорциях".
Игорь Чапурин, художник-постановщик
Лев Бакст (1866 – 1924). Автопортрет, 1893 год.
Общественное достояние
Лев Бакст (1866 – 1924). Автопортрет, 1893 год.
"С танцовщиками в спектакле я был знаком до этого, но, конечно, волновался, не зная, как они отреагируют на мои идеи и хореографию. Я человек открытый к предложениям, поэтому отталкивался и от артистов. Было много спонтанных моментов возникновения идей, которые я очень люблю: например, что-то делалось с ошибкой, но эта ошибка хорошо ложилась в спектакль, и я просил её так и оставить. Я сам как артист знаю, что танцовщики знают своё тело лучше, чем любой хореограф, и интуитивно выбирают более органичный рисунок танца. Я всегда пытаюсь найти компромисс между танцовщиком и его образом".
Алессандро Каггеджи, хореограф-постановщик 
Премьер Большого театра Денис Савин (в центре) в роли Льва Бакста.
Дмитрий Белицкий / Агентство Москва
Премьер Большого театра Денис Савин (в центре) в роли Льва Бакста.
"Я специально выбрал нестандартные аранжировки и оркестровки музыки Равеля: например, для сцен репетиций только аранжировки для рояля. О Париже намекают звуки аккордеона в сценах с парижской квартирой Дягилева".
Алессандро Каггеджи, хореограф-постановщик 
Морис Равель (1875 — 1937).
Общественное достояние
Морис Равель (1875 — 1937).
"Меня всегда удивляло, как Дягилев сам про себя говорил: "Я танцовщик, но никогда не умел танцевать, я композитор, но не умею сочинять музыку, художник, но не умею рисовать, но все это могу объединить".
Денис Родькин, премьер Большого театра
Вячеслав Лопатин в роли Мориса Равеля (крайний справа) в балете "Дягилев".
Дмитрий Белицкий / Агентство Москва
Вячеслав Лопатин в роли Мориса Равеля (крайний справа) в балете "Дягилев".