
Девушки превратились в принцесс
В "Яровит Холл Якиманка" шумно, яркие красивые костюмы привлекают внимание. Ещё бы! В показе участвуют более 30 дизайнеров со всей страны.
За кулисами наряжаются и рассматривают себя в большие зеркала. Девушки превращаются в принцесс – так эффектно смотрятся на них дизайнерские платья! А на сцене тем временем – подопечные фонда "Жизнь в движении".

– А где ребята с ограниченными возможностями? – спрашиваю у организаторов. Они понимающе улыбаются. Брюки и вечерние платья скрывают протезы. Однако в следующие выходы дети, подростки и взрослые предстают уже в других коллекциях – шортах и летних платьях. Протезов не стесняются.

Саша Кузнецова бодрым шагом идёт к нам после выступления. Опирается на трость, но это кажется частью образа. Девочка обнимает маму Викторию Сергеевну и говорит, что почувствовала поддержку зрителей с того момента, когда только вышла на подиум.
– Очень удобное платье, – говорит она. Глаза блестят. Саша рассказывает, что не устала, хотя день выдался насыщенным: большая репетиция, где много пришлось ходить и совсем мало – отдыхать. Но выход на подиум придал ей сил.
Спрашиваю, что было самым трудным при подготовке к дефиле. Саша на секунду задумывается.
– По-моему, я не почувствовала никаких сложностей! – весело отвечает она. – У меня хорошая память, и я знала, кто в какой последовательности идёт, как выстраивается – когда в шахматном порядке, а когда – змейкой. Важно было ничего не перепутать. Я не допустила ни одной ошибки. Меня очень увлекла подготовка к показу!

"Да, на протезе. Но я такая классная!"
Меня знакомят с Настей Гриценко из Донецка. У неё нет ноги от колена. В 13 лет подорвалась на мине, была долгая реабилитация, но вместе с ней крепла вера в себя. Сейчас Анастасии 16 – время, когда хочется наряжаться и нравиться себе.
– Меня пригласили участвовать в показе, я так обрадовалась! – делится она с Metro. – Это хороший повод показать, что ты нормальный человек и ты тоже в обществе, а не отгородился от всего мира и рыдаешь где-то тайком. Да, на протезе. Но я такая классная, правда?!
Я киваю. Настя улыбается и делится планами: мечтает учиться в институте, а потом – создать семью. Абсолютно нормальные мечты, и я желаю ей, чтобы всё исполнилось.
– Вы знаете, – говорит она, – мне интересно жить. Нет отчаяния, я часто улыбаюсь, а значит, хорошо всё сложится! Жизнь любит счастливых!
"И таких смелых", – мысленно добавляю я.

Выжил в страшном ДТП и стал помогать людям
С подиума возвращается красивый мужчина с бородкой. За руку он ведёт довольного малыша. Знакомимся. Игорь Климанов – ведущий протезист Детского центра протезирования "Хочу ходить". Свою травму он получил в ДТП в 2008 году, а через некоторое время решил учиться на протезиста – помогать тем, кто попал в беду.
Я узнаю, что Центр протезирования был создан фондом "Жизнь в движении" и это дало возможность многим ребятам сделать протезы в столице. Ранее в сложных случаях некоторым приходилось уезжать в США – протезирование проходило там.
Затем Игорь представляет своего спутника:
– Это Макар. Мы с ним знакомы с его двух лет. У мальчика врождённая патология стопы. Как только ножка подрастает, мы делаем новый протез.
Мама мальчика Олеся присоединяется к беседе. Говорит, что сын ведёт активный образ жизни – ходит в детский сад, его любят ребята и воспитатели.
– Первые, самые первые его шаги в жизни произошли в Центре протезирования "Хочу ходить", – рассказывает она.
Я обнимаю подвижного ребёнка – Макар не стоит на месте, пританцовывает в такт музыке.
– Он участвует впервые. У меня смешанные чувства – гордость за сына и радость, что он вышел на подиум сам, уверенными шагами, и зрители поддержали его аплодисментами, кричали: "Ты молодец!" – и улыбались. Для меня как для матери это важно. Такая реакция вызвала слёзы радости...

Тем временем знакомые Игоря Анатольевича рассказывают, что и он постоянно в движении, но, будучи человеком скромным, не говорит, что активно занимается спортом. Оказалось, что Климанов дважды участвовал в Московском марафоне в благотворительном забеге фонда "Бежим за мечту – ходить".
Попал в тракторную косилку
Моё внимание привлекают двое молодых людей. Они оживлённо беседуют и чему-то радуются. Спрашиваю, как прошёл для них показ. 19-летний Рахман Абаев участвовал впервые.
– Конечно, не идеально, я бы некоторые моменты в своём выходе немного исправил, но для первого раза неплохо, – говорит он.
Рахман одет в белый костюм – олимпийку и шорты, и я вижу протез.
– Да, – кивает он, – у меня нет левой голени уже пять лет. Попал под тракторную косилку дома – в Чеченской Республике. Сам был виноват, полез посмотреть, что там. После ампутации два раза делали операции в Чечне, потом были ещё три в Америке, и там уже сделали протез. А когда открылся центр протезирования в Москве, изготовили протез здесь.

Юноша рассказывает, как два года после трагедии жил "в лежачем состоянии" – и осваивал школьную программу.
– Но я упорный, догнал. Всё сдал. Родственники поддерживали и продолжают помогать. Их добрые слова и поступки навсегда в моём сердце. Очень благодарен, что они верят в мои силы. Сейчас я студент МИИГАиКа – института геодезии и картографии в Москве. Предметы сложные, но этим они мне нравятся. Что буду делать после окончания? Скорее всего, займусь бизнесом. В нужный момент придут нужные идеи для этого!
Самый "заряженный" мальчик
Приятель Рахмана хитро смотрит на меня и представляется... двукратным чемпионом России по боевому самбо! Я хвалю за отменное чувство юмора. Парень улыбается.
– А на самом деле я Павел Трофимов, – говорит он. – Амбассадор фонда "Жизнь – движение" и его сотрудник. Мне нравится помогать.
Павел участвует в показе во второй раз и говорит, что в прошлом году модное дефиле проходило в одной из башен "Москва-Сити". За год уровень конкурса вырос – дизайнеров и участников стало больше, а ребята находят здесь новых друзей.
Спрашиваю о костюме. Паша с удовольствием рассказывает:
– У меня "домашний костюм" – халат, как в "Клане Сопрано", тапочки и шерстяные носки. Во всём этом мне было комфортно на подиуме.

Я рассматриваю красивый тёплый халат. Спрашиваю о травме.
– У меня нет обеих рук, – спокойно говорит Паша.
Я не заметила этого, пока мы разговаривали: халат элегантно наброшен на плечи. От неожиданности охнула, только теперь обратив внимание, что длинные рукава – пустые.
– Вот и я почти каждое утро говорю "ох", когда рассматриваю себя в зеркало, – улыбается Павел.
И я узнаю, что несчастье случилось, когда ему было 7 лет. Он тогда жил с семьёй в Улан-Удэ. Однажды играл во дворе рядом с трансформаторной будкой. Перелез через забор и споткнулся. Схватился за провод, чтобы удержаться, но он был оголён. Другой рукой в это время держался за металлический забор...
Выжил чудом, долго был в критическом состоянии, год провёл в больнице. Врачи старались никаких прогнозов не давать. После трагедии они пытались спасти Паше левую руку, провели сложную операцию, но усилия оказались тщетны.
– Через меня прошло 10 тысяч вольт, представляете... Зато теперь я самый "заряженный" мальчик, самый энергичный, а Москве только такие и нужны! – к Павлу возвращается шутливый тон. Сейчас молодому человеку 27 лет.
Уже после нашей беседы узнаю от сотрудниц фонда, что Трофимов профессионально занимается бегом. Пробежал марафон в Нью-Йорке, который входит в большую шестёрку марафонов мира и является наиболее престижным. Американские болельщики скандировали его имя на улицах города!

Преодолели страхи
– Два года назад некоторые из наших подопечных уже выходили на подиум, демонстрировали одежду российских дизайнеров. И тогда у наших участников появились опыт и уверенность, – рассказывает Мария Рафалович, директор фонда. – Мы всё делали с удовольствием, готовясь к показу. Порадовало, что у ребят было немало творческих идей, и я с восхищением смотрела, как они реализовали эти задумки.
Мария рассказывает, что общество постепенно учится воспринимать людей с ограниченными возможностями на равных.
– Задача нашего фонда не только дать протез или ортез – ортопедическое изделие, которое предназначено для фиксации суставов, позвоночника или конечностей, не только обеспечить медицинскую реабилитацию, но и создать обстановку, в которой наши дети не будут чувствовать себя уязвимыми. Я наблюдала, как зрители аплодировали красивым девушкам, которые появились на подиуме в инвалидных колясках. Очень важно, что они перестали стесняться своего состояния, улыбались. Ими любовался весь зал! Я думаю, это была настоящая победа над страхами, сомнениями и даже отчасти над болезнью.

Положительное отношение общества к тем, у кого имеются разные особенности здоровья, делает мир добрее. На показе было много ярких красок, добрых слов, позитивных эмоций. Это значит, праздник моды удался.