14 июня исполняется 95 лет со дня рождения Че Гевары, а в сентябре – кубинского фотографа Альберто Корды, который в 1960 году сделал его случайный фотопортрет, названный им "Героический герильеро", или "Героический партизан". Так сложилось, что этот образ стал универсальным символом бунта, важнейшим политическим и поп-культурным образом и, как любой символ, пережил своего героя и художника.
Альберто Корда, сменивший профессию модного фотографа на хроникёра Кубинской революции, 5 марта 1960 года оказался на траурном митинге по поводу похорон 136 матросов французского парохода "Ла Кувр", доставлявшего на Кубу закупленное в Бельгии оружие и взорванного американцами у берегов Гаваны. Прибыв на митинг, фотограф случайно снял Че Гевару на фотоаппарат Leica M2.
По окончании митинга Корда проявил и напечатал снимки для утреннего номера газеты Revolución, но из всех фотографий редактор выбрал для газеты фото Кастро.
Впервые фото Че опубликовали больше чем через год, 15 апреля 1961 года, в той же газете вместе с пресс-релизом, объявляющим о выступлении Че Гевары по телевидению в качестве министра промышленности. После этого фото провисело на стене в студии фотографа ещё шесть лет, успев пожелтеть от табачного дыма.
8 октября 1967 года партизанский отряд Че Гевары пленили и расстреляли рейнджеры ЦРУ в боливийской деревне Ла-Игейра. Итальянский аристократ, коммунист и издатель Джанджакомо Фельтринелли (он, кстати, первым издал на западе "Доктора Живаго"), который дружил с Че и Кастро, пытался выкупить его из плена, но тоже был арестован и чудом избежал расстрела.
В Италию Фельтринелли вернулся не с пустыми руками: в его чемодане были два подаренных ему Альберто Кордой отпечатка "Героического герильеро". Фельтринелли сделал плакат с портретом Че – и студенты вышли с ним на улицы Милана, скандируя: "Че жив!"
За следующие шесть месяцев после убийства команданте Фельтринелли продал более 2 млн плакатов с его изображением. Так началось шествие Че по миру – от постеров до спичечных коробок.
Популярности снимка способствовал не только гениально схваченный образ, но и то обстоятельство, что Альберто Корда, как настоящий коммунист, никогда не просил за своё фото авторских отчислений, считая, что через портрет способствует распространению идей равенства и социальной справедливости. Только однажды он потребовал от водочного бренда убрать портрет с этикетки, не желая, чтобы с его помощью продвигали алкоголь. Впрочем, отчисления всё равно было трудно получить: Фидель Кастро не подписал Бернскую конвенцию об охране авторского права.
Че Гевара гордился своими ирландскими предками
Ещё больше раскрутил образ "героического герильеро" другой "левак" – ирландский художник Джим Фитцпатрик.
К идеям команданте он приобщился ещё подростком.
– Для нас Кубинская революция была самым захватывающим событием, которое когда-либо происходило, – рассказывает он. – Мы с друзьями знали имена всех длинноволосых и бородатых кубинских революционеров. Люди моего возраста боготворили Че Гевару.
Во время школьных каникул летом 1961 года Джим подрабатывал в баре приморского отеля "Марин" в городке Килки в графстве Клэр. День, в который он встретил Че Гевару, Джим запомнил в деталях.
– Прекрасным солнечным утром я болтал с парнем по имени Сэм, который каждый день ходил в этот бар, – рассказывает он. – И вдруг вошли трое мужчин. На них были зелёные плащи с погонами и рюкзаки. Я сразу узнал Че и воскликнул: "Я вас знаю! Я слежу за Кубинской революцией". Он посмеялся, и мы проговорили несколько минут. Его английский хромал, но он мог объясняться. И вдруг он говорит: "А ведь я ирландец. Моим отцом был Гевара Линч (потомок Патрика Линча, уехавшего в Аргентину в XVIII веке)". Я был просто ошарашен!
– Гевара попросил рекомендовать ему напиток. На Кубе пьют ром, так что я предложил его. Но Че сказал, что хочет что-то ирландское. Я дал ему виски и посоветовал смешать с имбирным элем или водой, поскольку он пробует его впервые. Он смешал стакан виски и стакан воды и сделал глоток. Его друзья попросили минералку. Че летел рейсом "Аэрофлота" — из Москвы в Гавану или наоборот, не помню — и попал в туман в Шенноне. Кубинцы захотели увидеть побережье, арендовали старый "форд" и на нём приехали. Че сказал, что гордится своими ирландскими предками и тем, что ирландцы разрушили Британскую империю.
Сразу после смерти Че Гевары в октябре 1967 года Фитцпатрика пригласили участвовать в выставке Viva Che в Лондоне, и он нарисовал с фотографии Корда красно-чёрный графический портрет, который имел большой успех. Как он сам рассказывает, он заявил журналистам, что работа свободна от авторских прав, потому что кто-то уже всё равно похитил её изображение и опубликовал в Англии.
– Я никогда не брал ни цента ни с одной лицензионной сделки, — рассказывает Фитцпатрик. — Потому что хотел, чтобы портрет размножался как кролики.
Портрет Че Гевары работы Фитцпатрика можно до сих пор бесплатно скачать с официального сайта художника.