
Как пишут "Ведомости", соответствующие поправки в закон о промышленной политике разработал Минпромторг, а Минфин внёс 6 ноября на рассмотрение правительства. После одобрения правительство направит законопроект в Государственную Думу для прохождения парламентских процедур.
Кто и сколько будет платить
Сбором обложат и импортёров, и отечественных производителей. Планируется, что он составит 3–5% стоимости конкретного устройства. Для самых дорогих товаров установлен потолок — не более 5000 рублей за единицу. Администратором сбора станет Минпромторг – он будет контролировать начисление, сбор и распределение средств.
Как сообщили Metro в Минпромторге, на первом этапе, который начнётся 1 сентября 2026 года, сбор будут взимать только с готовой электронной аппаратуры — например, ноутбуков, смартфонов и светотехнических изделий. На втором этапе будет расширение сбора на электронные компоненты и модули, которые используются в производстве техники. Дата начала этого этапа пока неизвестна.
"До внедрения этого шага, чтобы не допустить двойного налогообложения (на детали и на готовое изделие), будет проведено его тестирование и консультации с бизнес-сообществом для выработки корректного механизма реализации второго этапа", – сообщили в Минпромторге.
Куда пойдут деньги
Собранные средства направят на поддержку радио- и микроэлектронной промышленности — в частности, на субсидии и развитие отечественных производств.
Сейчас они получают помощь от государства по двум основным программам — по Постановлению № 109 (компенсация затрат на разработку ключевых технологий) и по Постановлению № 1252 (поддержка создания элементной базы и модулей). Новый сбор должен усилить эти меры и простимулировать локализацию производства.
По словам доцента экономического факультета РУДН Лазаря Бадалова, участие государства здесь неслучайно. Если бы отечественные компании просто подняли цены самостоятельно, их продукция стала бы неконкурентоспособной на фоне импортных товаров.
— А при введении технологического сбора цена вырастает у всех — и у отечественных, и у зарубежных производителей. И государство будет решать, кому из наших производителей и в каком объёме направить средства, — поясняет Бадалов. — С одной стороны, мера действительно помогает российским компаниям, но с другой — есть риск, что компании ограничатся ростом цен, не вкладываясь в развитие.
Экономист считает, что поддержка отрасли через дополнительный сбор может сработать, если за ней будет стоять продуманная стратегия. Однако чрезмерная защита рынка, по его словам, способна привести к обратному эффекту.
— Сбор — это административная мера. Она может дать краткосрочную помощь, но без здоровой конкуренции не бывает настоящего технологического прорыва, — добавляет Бадалов
Эксперт напоминает, что Китай тоже активно защищает своих производителей, но делает это в связке с инвестициями в исследования и разработки (R&D), стимулированием внутреннего спроса и экспортной поддержкой. Один только сбор, по его мнению, не решит всех проблем, а в долгосрочной перспективе лишь увеличится отрыв от зарубежных конкурентов.
Что это значит для потребителей
Однако любая такая мера имеет оборотную сторону — её почувствуют покупатели. По мнению большинства экспертов, введение технологического сбора практически неизбежно приведёт к росту цен на потребительскую электронику — по крайней мере, в коротком периоде.
— Любые новые фискальные меры — будь то сборы, пошлины или налоги — увеличивают издержки производителей и импортёров. Естественно, они будут перекладываться на конечного покупателя, – объясняет Metro Лазарь Бадалов. – И хотя Банк России называет это разовым инфляционным эффектом, важно понимать: разовый скачок тоже болезнен для потребителя, что мы видим по результатам введения утильсбора.
По словам эксперта, часто сам факт ожидания повышения цен провоцирует всплеск спроса на товары. Люди начинают заранее скупать технику — "пока не подорожала", а это ещё больше разогревает цены.
— Не сам сбор, а ажиотаж вокруг него может спровоцировать более резкий и преждевременный рост цен – задолго до 1 сентября. Особенно если бизнесмены воспользуются этой ситуацией в продвижении товаров в свою пользу. Сдержать этот эффект сложно, даже если сам сбор окажется не таким уж обременительным.
Кто выиграет от новой меры, пока сказать трудно, добавил эксперт. Всё зависит от того, как она будет реализована.
— Если механизм окажется продуманным, как это когда-то произошло с продуктовым импортозамещением, спустя годы выиграют и отечественные производители, и потребители, — считает Бадалов. — Но если повторится история с утильсбором, когда он стал просто дополнительной нагрузкой, то проиграют все стороны. Многое будет зависеть от того, как быстро бизнес и рынок адаптируются к новой системе.
Заслуженный экономист Евгений Гольдфайн добавляет, что 1 сентября для рынка может стать моментом "заморозки" — и со стороны покупателей, и со стороны продавцов.
— Рынок техники, скорее всего, просто войдёт в режим ожидания, — говорит он. — Люди будут откладывать покупки, а производители — выжидать решения по ставкам и льготам. В итоге снизится общая деловая активность, особенно среди среднего класса, который и является основным покупателем техники.