
С начала 2025 года в России было продано почти 13 млн упаковок антидепрессантов — это на 36% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщили ’"Известия’". Наибольший спрос на антидепрессанты в этом году наблюдается в Москве, Санкт-Петербурге и Подмосковье. О том, почему растут продажи антидепрессантов, Metro поговорило с директором клиники психиатрии им. Корсакова Сеченовского университета, профессором Мариной Кинкулькиной.
– Действительно, число жалоб на депрессию, тревогу, нарушения сна, ухудшение памяти несколько выросло, – рассказывает Metro Марина Кинкулькина. – Произошло это в начале пандемии, и в последние годы есть небольшой рост. На мой взгляд, причин несколько. Во-первых, возрос уровень стресса, особенно в период пандемии – ведь мы давно не сталкивались с подобными ограничениями. Кроме того, снизилась стигматизация (навешивание ”ярлыков” на людей, сопровождающееся дискриминацией. – Прим.ред.) психических расстройств. Люди стали чаще обращаться к психиатрам не потому, что они стали ”более больными”, а потому, что психическое здоровье стало восприниматься как неотъемлемая часть общего. Обращение к психиатру или психотерапевту перестало быть чем-то экстроординарным, а стало обычным походом к врачу.
Говорят, среди молодёжи даже появилась "мода" на некоторые психические заболевания, например, биполярное расстройство.
– Действительно, такая тенденция есть. Когда маятник качнулся в другую сторону, иметь психическое расстройство становится не зазорным, а даже “модным”. Своё нежелание что-то делать некоторые объясняют психическими расстройствами. Среди других причин – то, что молодые люди более информированы о необходимости заботиться о своём психическом здоровье. Они охотнее и чаще обращаются к специалистам – вот это очень важно и надо, безусловно, поддерживать.
Как понять, к кому обращаться: к психиатру или к психологу?
– Хороший психолог, если что-то не в его компетенции, всегда скажет, что надо идти к психотерапевту или психиатру – к специалисту с медицинским образованием. Когда речь идет об ярко выраженных случаях – необычное поведение или нетипичные ощущения, галлюцинации или другие нарушения восприятия действительности – надо идти к психиатру.
При пограничном состоянии, чувствуя грусть, печаль или тревогу, которые выражены сильнее, чем всегда и мешают привычному образу жизни – обычно обращаются к психологу. Если он провёл несколько сессий, ваше состояние улучшается и переживания, которые мешали радоваться жизни, ушли, значит вы пришли по адресу. Но если же этого не происходит, вы не можете полноценно жить, работать, отдыхать, тогда нужно обратиться к психотерапевту или психиатру.
Может ли быть связано увеличение продаж антидепрессантов с доступностью других видов психиатрической помощи, например, онлайн?
– Я бы не стала отделять психиатрию от медицины в целом. Недобросовестные люди, иногда даже не имеющие диплома, принимают повсеместно. Психиатры, терапевты, эндокринологи, паразитологи – весь интернет завален предложением изгнать глистов, – "помогут" онлайн без знакомства с анамнезом, обследования, сбора информации, что недопустимо и может быть вредно для пациента. Здесь надо вести речь о границах и правилах оказания медицинской помощи в дистанционном формате, с соблюдением рекомендаций, которые приняты в телемедицине.
Изменились ли за последние годы проблемы, с которыми к вам приходят? Сперва была пандемия, затем изменился политический климат. Люди реагируют на это? Мы же давно не жили скучно.
– Чаще всего к нам традиционно обращаются пациенты с выраженными расстройствами, бредом, галлюцинациями – тем, что мы называем эндогенными заболеваниями. Также часто нужна помощь пациентам с зависимостью от алкоголя или психоактивных веществ.
И множество пациентов приходит со сниженным настроением, нарушением сна, беспокойством, которые мешают им жить и радоваться жизни.
Мы не можем сказать, что наблюдаем серьёзный рост душевных расстройств. Когда был ковид, в обществе существовали алармисткие настроения (склонность к распространению тревожных, необоснованных слухов и паники, негативное восприятие ситуации. – Прим.ред.) – у всех депрессия, всё плохо. Но потом стало ясно, что это инфодемия, когда некоторые СМИ нагнетают ситуацию, и это значительно ухудшает состояние населения.
Мы живём нескучно, но человечество в целом так живёт. Человечество как вид приспособлено к разным условиям обитания. Гибкость реакции, способность быстро приспосабливаться к условиям и использовать их себе на пользу, это то, что досталось нам в процессе эволюции, благодаря этому человек и выжил. Если бы мы жили скучно, то эволюция бы прекратилась. Но если бы люди не выдерживали и продажи антидепрессантов росли так же резко и часто, как об этом сообщают, мы бы, наверное, питались одними антидепрессантами.
Мне кажется, это попытки манипулировать общественным мнением. Хотя допускаю, что в какой-то момент продажи могли действительно увеличиться, например, когда некоторые люди опасались, что из-за импортозамещения в аптеках не будет нужных препаратов. Кстати, дефицита нет, более того, у нас создают, и вполне успешно, новые эффективные лекарства.
Какой бы совет вы дали тем, кто хочет сохранить своё психическое здоровье? Тем более, что осенью обостряются психические болезни.
– Осеннее обострение – это поэтический образ. Душевное состояние может меняться в любое время года, хотя некоторые действительно чуть хуже чувствуют себя осенью, потому что им “не хватает солнца”. Каждый человек индивидуален: для отдыха одним нужна тишина, другим – просмотр сериала, третьим – поездка в горы.
Я бы рекомендовала добавить в жизнь физическую активность, которой очень недостаёт в повседневной жизни, соблюдать режим сна, выстроить баланс между работой и отдыхом и информационную гигиену. Человек укладывается в постель и тянется к телефону! Он может долго не общаться со своими близкими, но знает из соцсетей подробности жизни какой-то знаменитости и погружается в это. Нужны живые социальные связи, с близкими, друзьями. Одиночество и изоляция – факторы риска развития депрессивных состояний, и онлайн-общение не может служить полноценной заменой живому.
Кроме того, в наше время культивируется образ успешности. И иногда при этом исключается возможность просить у кого-то поддержки, человеку внушают, что окружающий мир отдельно от него, а он супермэн, а значит должен сам всё решать и сам со всем справляться. Это уязвимая позиция, потому что каждому из нас может понадобиться помощь. Не бояться просить поддержки – это очень важное качество сильного человека. Даже те люди, которые преодолевают в горах вершины, они же не одни идут, а командой. У них всегда есть человек, который подстраховывает. Поддержка нужна каждому живому существу.
И еще рекомендую не терпеть душевную боль, не ждать, что “само пройдёт”, а своевременно обращаться за помощью к врачу. Так же, как при физической боли.