Экспозиция "Гений в юбке и её эпоха" рассказывает о творческом пути первого русского модельера Надежды Ламановой

Художник по костюму четыре десятилетия работала со Станиславским
Экспозиция "Гений в юбке и её эпоха" рассказывает о творческом пути первого русского модельера Надежды Ламановой
Костюмы из фонда музея МХАТ, созданные в мастерских при участии Надежды Ламановой.
Маргарита Лемешко / Metro

"Она набрасывала ткань на стоящую перед ней заказчицу, и, подумав одно лишь короткое мгновение, располосовывала эту чудесную дорогую ткань большими, очень острыми ножницами <...> Затем выхватывала изо рта, полного булавок, несколько штук, прикалывала где-то что-то <...> И перед вами появлялись очертания чего-то нового, изящного, совершенного", – описывал Ламанову советский писатель Владимир Матов.

Первый русский модельер родилась в 1861 году под Нижним Новгородом и уже в 16 лет начала своё восхождение на модный пьедестал. Переехав в Москву, Ламанова поступила в школу кройки и шитья Ольги Суворовой, а через два года стала "моделистом" в популярном ателье мадам Войткевич. В 24 года Надежда Петровна решилась открыть собственное дело.

Наряд для театральной постановки "Анна Каренина", 1937 год.
Наряд для театральной постановки "Анна Каренина", 1937 год.
Маргарита Лемешко / Metro

Ламанова очень быстро приобрела известность благодаря безупречно сидящим нарядам. Модельер работала, подкалывала и драпировала ткань прямо на моделях, что было непросто, но результат оказывался выше всех ожиданий. Клиентками Надежды Петровны были обеспеченные дамы, представительницы купеческого сословия, а также богема и аристократки.

В 1898 году Ламановой пожаловали звание поставщика двора Её Императорского Высочества Елизаветы Фёдоровны, а позже она стала поставщиком и самого двора Её Императорского Величества.

Платья работы Надежды Ламановой из частных коллекций.
Платья работы Надежды Ламановой из частных коллекций.
Маргарита Лемешко / Metro

Великосветские дамы ценили не только красоту, но и удобство нарядов мастера. Именно она одной из первых отказалась от использования корсета в женском платье, поддержав идею французского кутюрье Поля Пуаре.

В 1901 году Константин Станиславский пригласил модельера в Московский художественный театр для создания костюмов к спектаклям "В мечтах" и "Вишнёвый сад". С тех пор на протяжении четырёх десятилетий она была самым востребованным художником по сценическому костюму. В общей сложности она участвовала в создании 16 мхатовских спектаклей и ещё 50-ти – в других ведущих московских театрах.

Театральные костюмы из фонда музея МХАТ, над которыми работала Надежда Ламанова.
Театральные костюмы из фонда музея МХАТ, над которыми работала Надежда Ламанова.
Маргарита Лемешко / Metro
"Сотрудничество с Ламановой позволяет мне считать её незаменимым, талантливым и почти единственным  специалистом в области театрального костюма", – Константин Станиславский, театральный режиссёр.
Ломанова была известна не только созданием нарядов с идеальной посадкой по фигуре, но и роскошным декором.
Ломанова была известна не только созданием нарядов с идеальной посадкой по фигуре, но и роскошным декором.
Маргарита Лемешко / Metro

В 1920 году мастер роскошных нарядов для аристократии начала создавать одежду для широких слоёв населения, не жертвуя при этом ни качеством, ни подходом к работе. "Революция изменила моё имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей", – говорила о себе Надежда Ламанова. 

К несчастью, ей не удалось избежать ареста за дворянское происхождение. Пробыв в заключении 2,5 года в Бутырской тюрьме, она была освобождена благодаря ходатайствам писателя Максима Горького и его гражданской жены Марии Андреевой.

1925 год стал триумфальным для первого советского модельера и её соратниц.
1925 год стал триумфальным для первого советского модельера и её соратниц.
Маргарита Лемешко / Metro

В 1925 году СССР становится одним из участников Всемирной выставки в Париже, где правительство решает показать миру творческие достижения страны Советов. Мастерская под руководством Ламановой представила зрителям коллекцию в русском стиле, которая резко отличалась самобытностью от европейского образа моды того времени. Это были узкие платья с неровным зубчатым подолом из дорогих тканей.

Несмотря на высокую конкуренцию, Ламанова вместе с соратницами смогла покорить Париж и была награждена самым почётным призом – Гран-при "За национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением".

Ламанова всегда с вниманием относилась к деталям.
Реконструкция костюма "Клитемнестра".
Театральные костюмы.
Макет визитного платья Императрица Александры Фёдоровны.
Жакет из шерсти, расшитый бисером.
Дамская накидка, платье и ротонда.
Ламанова всегда с вниманием относилась к деталям.1/6
Маргарита Лемешко / Metro