
Юрий Феклистов на большом экране показывает множество фотографий. Мелькают знакомые лица: Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, с которыми Юрий дружил долгие годы и даже летал к ним в Париж на съёмки; Юрий Любимов, Борис Ельцин, королева Елизавета II, Майкл Джексон, и это далеко не полный список.
Копперфильда забрал в гости Зураб Церетели
Американский иллюзионист Дэвид Копперфильд прилетел в Москву в 1997 году, чтобы дать два представления в Кремле. Билеты разобрали мгновенно, зал на пять с половиной тысяч мест был забит до отказа.
— Я аккредитовался на эту съёмку от "Огонька", и у меня была возможность беспрепятственно за ним передвигаться, — вспоминает Юрий.
Копперфильд выходил в зал и показывал фокусы, вовлекая в них зрителей. Одной из девушек дал подержать клочок бумаги, затем поджёг его, и вдруг в руках у неё появилась роза!
— Публика была в восторге. Ну а после представления к Копперфильду подошёл Зураб Церетели. "Давид, — обратился к нему он на грузинский манер, — а ты Москву видел?" Тот ответил, что не успел посмотреть город. Тогда Церетели сказал: "А давай я завтра к тебе заеду в десять утра и покажу!" Услышав это, я тут же попросился к ним на экскурсию.

Юрий вспоминает, что был в этой прогулке забавный момент: Зураб Константинович провёл гостя по всем местам, где стояли его скульптуры.
"Давид, а ты сможешь сделать так, чтобы мой памятник Петру Первому сначала исчез, а потом появился снова, как ты со статуей Свободы проделал?" — хитро прищурился Церетели.
"Нет, он слишком большой!" — смеясь ответил Копперфильд.
Ну а потом Зураб Церетели пригласил его к себе в гости — в мастерскую, где уже был накрыт роскошный стол со множеством грузинских блюд и вкусным вином. Копперфильд был поражён таким гостеприимством!
Юрий Любимов застыл на пороге кабинета
В 1984 году режиссёра и художественного руководителя Театра на Таганке Юрия Любимова лишили советского гражданства. Причиной стало интервью газете Times в Лондоне в 1983 году, куда он ездил, чтобы поставить "Преступление и наказание". В интервью Любимов осуждал советскую цензуру, мешавшую ему работать. На родине ему этого не простили.
— Юрий Петрович эмигрировал, сказав, что не вернётся до тех пор, пока в стране не произойдут перемены. Потом он узнал, что его лишили гражданства СССР, — рассказывает Феклистов. — И вот уже в перестройку он побывал здесь в гостях по приглашению худрука Театра на Таганке Николая Губенко.

Юрий встречал режиссёра в аэропорту и сделал множество снимков, запечатлев его и Губенко, а затем отправился проявлять фото. Всё это он сделал быстро.
– И вот я поехал с этими снимками к Губенко домой на Фрунзенскую набережную. По дороге у меня возникла идея – запечатлеть Любимова входящим в свой бывший кабинет. Я знал, что там стены расписаны автографами великих людей, и хотел снять первый его шаг в этот кабинет.
Позвонил в дверь. А у меня на груди висел фотоаппарат, и Николай Николаевич, открыв, сразу сказал: "Нет-нет, съёмок не будет!" Я ответил, что просто хочу фотографии подарить.
Губенко взял снимки, а Юрий спросил, когда Любимов приедет в театр? Узнав дату и время, попросил написать записку охране, чтобы его пропустили – ведь почерк директора знали все, и это сработало. Феклистов приехал заранее и уже ждал Юрия Петровича в его бывшем кабинете:
– Я снимал едва ли не из-под стола – там был хороший ракурс. Любимов вошёл, застыл на пороге, потом оглядел стены и сказал: "Ну что, не ждали меня?" Он приезжал тогда на разведку, чтобы понять, безопасно ли теперь жить в России, и потом уже вернулся насовсем...
Елизавета хотела, чтобы все надели фраки
Визит монаршей особы состоялся 17 октября 1994 года. Юрий Феклистов получил разрешение снимать её во всех локациях для "Огонька".
— Она была очень обаятельной и вела себя царственно — прямая осанка, изысканные манеры. Меня поразил её "роллс-ройс", привезённый из Англии, — безупречно чистые стёкла, и в них даже отразился Кремль на моём снимке!
Юрий вспоминает: по Москве королева ехала медленно и махала из окна ручкой — всё по-королевски!
— Одевалась она в яркие цвета, и я узнал, что это не просто так, а для того, чтобы выделяться на фоне серых и чёрных пиджаков. У неё были разноцветные шляпки, пальто и пиджаки. По Красной площади она гуляла вместе с Ельциным, который тогда был президентом.

Во время визита был забавный момент: английская сторона попросила, чтобы на торжественном приёме все мужчины были во фраках.
— На это шеф российского протокола Владимир Шевченко сказал: "Ельцин фрак не наденет, он будет в нём похож на кузнечика!" Остановились на смокингах. (Смеётся.)
Елизавета II преподнесла супруге президента Наине Иосифовне практичный подарок, заранее узнав о её увлечении. Это была роскошная коробочка с семенами цветов из королевского сада.
— Там было 25 видов, и она их все посадила!

Майкл Джексон обошёл на Арбате антикварные магазины
Король поп-музыки приехал на концерт в Москву в сентябре 1993 года. Ему выделили правительственный ЗИЛ и мотоциклистов для сопровождения, что было большой редкостью. Ну а на концерте в "Лужниках" его слушали 60 тысяч человек.
— Стадион ревел! Это был восторг! Но тут во время выступления разразился ливень, а ему нужно показывать публике "лунную походку". Тогда работникам стадиона выдали тряпки, и они протирали сцену прямо перед Джексоном. Концерт не прерывался. Пел он сам и честно отрабатывал свои деньги.

Юрий вспоминает: в свободное время Джексон с удовольствием обошёл антикварные магазины Арбата, накупил себе редких вещиц, а ещё — военную форму советского образца, фанатом которой он был. В ней потом и фотографировался.

Но толпы он боялся и, как только она собиралась на улице, прыгал в машину, где чувствовал себя в безопасности...
Звезда с океанских островов курила на сцене и ходила босиком
Африканскую певицу Сезарию Эвора Юрий впервые услышал в машине своей подруги Натальи Беляевой.
– У неё в плеере всё время играл диск. Я никогда не слышал таких песен. Поразил голос, его тональность. Я спросил: "Наташ, кто это?" И она рассказала о Сезарии, о том, что запела она в 50 лет и вскоре стала звездой. Я заинтересовался её творчеством. И вот во время кинофестиваля в Каннах Наталья пригласила меня на концерт Эворы в Марсель. Это было в 2001 году. Мы поехали и пригласили её в Россию.
Сезария заинтересовалась, она никогда не была в Москве. Наталье удалось найти единомышленников-спонсоров, которые помогли организовать закрытый показ в театре Васильева. Оказалось, что некоторые из высокопоставленных зрителей были её поклонниками, например, предприниматель Александр Мамут и Роман Абрамович. На концерте была камерная атмосфера, которая запомнилась Юрию. А ещё — выразительные глаза Сезарии и её бархатный голос, который зачаровывал. Юрий сделал множество снимков.

– Сезарию мы окружили в Москве большим вниманием: гуляли с ней по городу, ходили по магазинам. Купили ей в подарок три концертных платья и золотые украшения, водили в ресторан. Она была счастлива.
Второй концерт проходил в Малом театре. Билеты на него публика смела за два дня. Сезария ходила босиком по сцене — у неё была такая фишка. Она делала небольшие передышки, садилась на стульчик на сцене и курила там.
Фото, которые снял Юрий, опубликовали в "Огоньке", и тогда певицей многие заинтересовались. Был ещё и третий концерт — в "Олимпийском" — на 8 тысяч человек, а на больших экранах тем временем крутили снимки Эворы, сделанные Юрием. Ну а затем Эвору стали приглашать все.
– Мне потом друзья и знакомые в шутку говорили, что мы с Натальей открыли новую звезду для России. Сезария, которой уже нет на этом свете, оставила о себе тёплые воспоминания у наших зрителей.
Он называл жену жабой, а она его – Буратино
Юрий Феклистов обожал снимать самую колоритную пару — Галину Вишневскую и Мстислава Ростроповича. По одной причине — они были навсегда влюблены друг в друга!
Мстислав Ростропович, с которым дружил фотограф, любил рассказывать о том, как ухаживал за Галиной Павловной, когда они познакомились. Однажды один из журналистов задал ему вопрос: о чём вы жалеете в этой жизни? Мстислав Леопольдович не раздумывая ответил: "О тех потерянных четырёх днях, когда ещё только ухаживал за Галиной. Нужно было делать предложение сразу!"

— У них была любовь с первого взгляда, — рассказывает Юрий. — Когда они были на фестивале "Пражская весна", Мстислав Леопольдович, желая удивить свою избранницу, накупил много ландышей и положил их в ванну с водой, которую она потом принимала.
Юрию Феклистову посчастливилось побывать на их золотой свадьбе.

— Я видел, как нежно они относились друг к другу. Помню, Галина Павловна рассказывала: "Как я в толпе узнаю, где находится Ростропович? Да очень просто. Где раздаются чмоки, значит, там Слава. Со всеми целуется!" А Ростропович любил повторять: "Когда я смотрю на Галю, я каждый раз на ней женюсь".
Супруги часто шутили друг над другом:
— Галина Павловна обожала жаб и коллекционировала статуэтки с ними. Всё это хранилось у неё на даче, и друзья отовсюду привозили ей новые экземпляры для коллекции. Мстислав Леопольдович в шутку звал её жабой, а она его называла Буратино — он раньше был сухощавый.
На золотой свадьбе перед каждым гостем лежал букетик ландышей — в память о знакомстве и солёный огурец, которыми супруги любили закусывать водочку.
ДОСЬЕ
Юрий Феклистов
Родился: 19 июня 1961 года в Москве.
Учился: Операторский факультет ВГИКа (мастерская С. Е. Медынского). Окончил его в 1984 году.
Работал: 1983–1988 годы — фотокорреспондент "Комсомольской правды".
1988–2001 годы — журнал "Огонёк".
1997–2003 годы — журнал "Итоги". С 2004 года — журнал "7 дней ТВ-программа".
В настоящее время: фотограф Первого канала.