
В ночь на 7 мая Индия объявила о начале операции "Синдур" на территории Пакистана. Такое решение стало кульминацией распрей между странами. Всё началось с убийства в Индии иностранных туристов, которое совершили пропалестинские боевики три недели назад. В итоге впервые с 2019 года индийские власти нанесли несколько ракетных ударов по пакистанской части Кашмира и провинции Пенджаб, что спровоцировало ответ пакистанских военных.
По данным Индии, ночью из-за ракетных ударов погибло десять человек, ещё 48 числятся пострадавшими. В свою очередь Пакистан сообщил о гибели 26 человек и 46 раненых. При этом власти страны заявили, что готовы на мирное урегулирование конфликта с Индией, если та прекратит боевые действия на территории Пакистана.
На данный момент Нью-Дели пока не ответил на предложение коллег из Исламабада, причём разрешение ситуации осложняется тем, что оба государства обладают ядерным оружием.
Известно, что у обеих стран примерно по 170-180 ядерных боеголовок. У лидеров их намного больше (у России – более 4000, у США – более 3500). В Индии в прошлом году на военные расходы было выделено 86 млрд долларов (вошла в пятёрку ведущих стран по этому показателю), в Пакистане – 10 млрд. В Индии – 1,5 млрд жителей, в Пакистане – 250 млн.
Как рассказал Metro политолог Дмитрий Бридже, говоря о возможной дальнейшей эскалации пакистано-индийского конфликта, стоит учитывать разницу ядерных доктрин двух стран.
– Индия официально придерживается принципа "невозможности первого применения". Дели обещает никогда не использовать ядерное оружие первым и прибегнуть к нему лишь в ответ на ядерную, химическую или биологическую атаку, либо если масштабное обычное вторжение поставит под вопрос само существование индийского государства, – пояснил эксперт.
При этом у пакистанских властей, по словам востоковеда, – противоположный взгляд на допустимость использования ядерного оружия. Как уточнил Бридже, Исламабад в своей доктрине рассматривает как повод для применения подобного оружия любую серьёзную угрозу безопасности государства.
– Пакистан оставляет за собой право первого удара и опирается на четыре "порога" риска: глубокий прорыв индийских войск вглубь территории, уничтожение значительной части армии или авиации, блокада ключевых портов или перекрытие реки Инд, грозящая коллапсом экономики, и политическая дестабилизация, при которой целостность страны окажется под угрозой, – добавил он.
Политолог уточнил, что события ночи на 7 мая пока не фатальны, пускай и показывают выход напряжённости между странами на новый уровень. Однако угроза конфликта в регионе продолжает нарастать.
– Пока это скорее демонстрация решимости, чем переход к горячей фазе. Экономическая инфраструктура Пакистана не пострадала, объявлений о мобилизации или развёртывании ядерных средств нет. Если говорить о Дели, то операция преследовала политическую цель – показать, что за теракты в Кашмире придётся платить, – уточнил Бридже.
Сложившееся хрупкое равновесие между Индией и Пакистаном может быть нарушено любым неправильным действием. Полагаться же в вопросе мирного урегулирования странам придётся на зарубежных партнёров, одним из которых может стать Россия.
– В случае полномасштабного кризиса Россия, с высокой вероятностью, не встанет на чью-то сторону. Вместо этого она предложит посредничество, как в 1966 году, когда СССР организовал ташкентские переговоры, завершившие войну 1965 года. Также Москва может задействовать площадки ШОС и БРИКС для экстренных консультаций и создания горячей линии для министров обороны Индии и Пакистана. Такой подход позволит России сохранить доверие обеих столиц, удержать регион от скатывания к ядерному конфликту и защитить собственные экономические и политические интересы в Южной Азии, – пояснил Бридже.
Он добавил, что эскалация пока ещё не является началом войны. Однако сигнал о том, что противоречий между Индией и Пакистаном стало слишком много, должно услышать международное сообщество – как минимум для того, чтобы избежать начала нового конфликта в регионе.
Читайте также: Индия и Пакистан оказались на грани ядерной войны