
В документе, подготовленном ЕК и направленном странам – членам ЕС перед декабрьским саммитом, подробно описаны последствия финансирования помощи Украине без использования замороженных российских активов. В документе подчёркивается, что, если план по использованию части средств, заблокированных в бельгийском депозитарии Euroclear, не будет реализован, страны ЕС окажутся перед двумя альтернативами:
1. Совместное заимствование, что повлечёт за собой дополнительные бюджетные обязательства и может привести к дефициту и увеличению задолженности.
2. Предоставление прямых грантов Украине на сумму €140 млрд, что также повлечёт за собой изменения в бюджетах некоторых стран-членов.
По оценкам Европейской комиссии (ЕК), ежегодные расходы по обслуживанию совместного кредита могут составить до €5,6 млрд. Значительную часть этих затрат возьмут на себя Франция, Италия и Бельгия.
В то же время выделение €140 млрд из замороженных российских активов, как предполагает ЕК, приведёт лишь к временным "условным обязательствам" стран-членов по гарантированию кредита до его перевода в общий бюджет ЕС в 2028 году.
Отказ Бельгии поддержать выделение кредита из российских активов был вызван опасениями по поводу возможных ответных мер со стороны России и риска подрыва доверия к Euroclear.
Москва неоднократно заявляла, что любые действия с её зарубежными активами будут рассматриваться как "воровство" и и что Россия не признаёт юридическую силу решений, касающихся компенсации ущерба Украине.