Елена Бодуэн – фотограф с внушительным стажем, ей довелось снимать всё – от младенцев до шин для КамАЗа. Сейчас её основным направлением является предметная и фуд-съёмка: авторские кофейные напитки, специи, десерты, сыр, сэндвичи, овощи, коктейли и многое другое. Metro узнало у Елены о тонкостях такой съёмки, что делает фото действительно аппетитным и как изменился рынок фуд-фотографии за последние 10 лет.

Почему вы выбрали такое направление для фотографии?
– Я занимаюсь фотографией уже более 10 лет. Начинала со свадьбы друзей и фото моей маленькой дочки. За это время чего только не снимала! В какой-то момент меня заинтересовала коктейльная история – я много фотографировала в барах и ресторанах коктейльное меню. Там же просили отснять блюда – и вот так я потихоньку пришла в фуд-фотографию. Потом меня пригласили стать частью креативной команды "Азбуки Вкуса" – вот там-то настоящая школа фуд-фотографов.
Вы сами придумываете идею как подать то или иное блюдо?
– Как правило, я придумываю концепт съёмки, потому что обладаю большей экспертизой (насмотренностью), чем заказчик.
Для каких целей чаще всего требуется фуд-фото?
– Цели – меню ресторана, фото для сайта (онлайн-продажи), рекламные баннеры (наружная реклама, реклама на сайтах, маркетплейсах), оформление магазинов, оформление упаковки товара и т. д.
Вы снимаете только настоящую еду или для некоторых случаев требуется муляж?
– Для некоторых фото действительно требуются “заменители”, например, шарики мороженого делают из картофельного пюре с красителем. Но этим в основном занимается фуд-стилист.
Много ли времени уходит на постобработку или всё самое важное делается во время съёмки?
– По-разному. Я стараюсь снимать так, чтобы при обработке только поправить незначительные дефекты, убрать пыль. Но, конечно, иногда приходится потрудиться, когда на съёмке не можешь ничего сделать – и приходит на помощь волшебный "Фотошоп".

Что делает фуд-фото по-настоящему аппетитным?
– Яркие краски и контраст. Потому что мозг любит яркие цвета. Положите круассан на жёлтый фон, подсветите студийным светом (как будто в яркий солнечный день) – и это сразу зацепит внимание, потому что вызовет приятные ассоциации у мозга зрителя. Ну и, конечно, любовь к тому, что ты делаешь. Я вот люблю вкусно поесть, поэтому и блюдо в кадре получается “вкусным”.
Какие умения необходимы фуд-фотографу?
– Помимо навыков, необходимых предметному фотографу (это те, кто снимает предметы, например, баночку с кремом в студии), нужен опыт работы с едой. К этому относится понимание её физических свойств: сколько продукт “проживёт” в кадре, прежде чем потеряет товарный вид. Поэтому фотограф часто работает в тесной связке с фуд-стилистом (или сам обладает таким навыком).
За 14 лет вашей работы как изменился подход к фуд-фото и стилистические тенденции?
– Подход стал более рекламным. Раньше снимали всё с мягким естественным светом от окна – такой лайфстайл. Сейчас же картинка стала яркой, сочной, рекламной. Но как мы знаем – всё циклично.
Что вам нравится снимать больше всего?
– С коктейлями у нас давняя любовь. Началось всё в 2014 году, когда я начала снимать документальный проект Bartending as Religion о жизни барменов и фотографировала их работы для конкурсов. Видеть, как через толщу стекла, льда и жидкости проходит луч света, разбиваясь на искры, отражается на поверхностях – это очень красиво!

Несколько советов от Елены, как тренировать глаз цветом:
- Книга "Искусство цвета" Иоганнеса Иттена. Этому швейцарскому художнику и теоретику нового искусства мы обязаны появлением цветового круга и углублённым исследованием цвета. Читать книгу лучше всего в бумажном виде.
- Пройдите тест на цветовосприятие. Он показывает, так ли хорошо вы различаете оттенки, как вам кажется.
- Прокачать свои навыки можно с приложением-тренажёром I Love HUE. Оно в увлекательной манере тренирует ваши глаза и улучшает цветовосприятие.