Химия была, но они с ней расстались – участницы фотопроекта рассказали о борьбе с онкологией

Metro узнало, как борьба с раком помогла женщинам открыть в себе таланты, начать жить новой жизнью и помогать другим
Химия была, но они с ней расстались – участницы фотопроекта рассказали о борьбе с онкологией
Департамент здравоохранения Москвы
Выставки проходят на разных площадках Москвы и в других городах России.

В многопрофильном клиническом центре "Коммунарка" в октябре открылась выставка, которая уже знакома многим москвичам, посетившим её в метро, в столичных больницах и парках. На портретах – эффектные женщины разных возрастов, присоединившиеся к всероссийскому проекту по поддержке онкопациентов "Химия была, но мы расстались". В октябре, который называют ещё "розовым месяцем" из-за того, что он посвящён осведомлённости о раке молочной железы, такие выставки проходят в разных местах. Из Коммунарки экспозиция переехала в "Сколково".

– Около четырёх миллионов людей в России живут с онкологическим диагнозом. Согласно опросам, 80% из них нуждаются в психологической помощи. Мы используем фотографию как форму психологической поддержки для того, чтобы вдохновить людей на дальнейшее лечение и создать правильный эмоциональный настрой. Это важно, потому что врачи говорят: 30% успеха зависит от настроя больного на лечение, – рассказала Metro руководитель проекта Светлана Полякова.

По её словам, зайти на сайт и рассказать свою историю для людей с онкодиагнозом – уже смелый шаг. Многие скрывают болезнь от окружающих и даже от своих близких. Одни не хотят беспокоить, другие опасаются реакции людей. Фототерапия – это особенный вид поддержки, участники проекта должны быть готовы к публичности. И многие из них не только готовы, но и двигаются дальше и начинают жить какую-то другую, новую жизнь.

Фотопроект вдохновляет на творчество.
Из личного архива Ларисы Низаевой
Фотопроект вдохновляет на творчество.

На 30-летнюю Ларису Низаеву диагноз свалился в 2018 году совершенно внезапно. Её мужа только перевели из Уфы в Москву, семья с двумя маленькими детьми устраивалась на новом месте. Однажды у здоровой ранее женщины случился эпилептический приступ. Ничего подобного никогда не было, она немедленно пошла на приём к неврологу, который отправил её на МРТ. Исследование показало большую опухоль в мозге. Первый же онколог, к которому она отправилась, категорически заявил, что вылечить это нельзя и жить ей, вероятно, осталось дня три. Болезнь начала быстро прогрессировать, однажды Лариса на короткое время потеряла память и забыла, что у неё есть дети, а затем произошёл ещё один приступ. К поискам врачей и клиники подключились друзья и знакомые, и наконец женщину прооперировали в Центре им. Блохина.

– После этого целый год у меня была химиотерапия, а через четыре года случился рецидив. К химии тогда добавилась лучевая и таргетная терапия. В тот момент я задумалась, что останется после меня. Тогда же я узнала о проекте, и он очень помог мне. Даже поговорить друг с другом – это было бесценно, ведь многим неприятно слушать о раке. Нас часто воспринимают как списанных людей, а мне ведь было всего 30 лет и я растила двоих детей, один из которых почти грудной, – рассказала Лариса Metro.

Когда в первый раз Лариса пришла на фотосессию, она увидела стилистов и визажистов, которые тут же принялись наряжать женщин словно на бал. Им сделали красивые причёски, и каждая увидела, насколько она красива. После фотосессии героинь пригласили на фуршет, где они, забыв о диагнозах, беседовали о всякой ерунде.

О борьбе с онкологией Лариса написала книгу.
Из личного архива Ларисы Низаевой
О борьбе с онкологией Лариса написала книгу.

– Одну девушку привёл муж. Она практически не могла ходить: сидела и плакала. Её накрасили, одели, сфотографировали. И она плакала, но уже не от боли, а от того, что красива и жива.

Лариса поделилась, что теперь расценивает болезнь как шанс пересмотреть что-то в своей жизни. За время лечения женщина, работавшая раньше переводчиком, открыла собственную школу английского языка и написала книгу под названием "Диагноз – счастье", которая готовится сейчас в печать. По словам писательницы, она о том, что жизнь похожа на пазл и трудно увидеть всю картину целиком.

– Если бы не мой позитивный настрой, я не знаю, как бы отреагировала на слова врача, который отправил меня умирать. А ведь я жива уже семь лет! Я знаю теперь точно, что каждый день может быть последним. Я прихожу на мероприятия нарядной, могу начать танцевать, если мне этого хочется. Пусть смотрят косо, это неважно. Я даже на химиотерапию ходила в юбке с пайетками. А когда рассказала о болезни своим знакомым и показала, как выгляжу с выпавшими волосами, ещё пришлось их же и утешать, – говорит Лариса.

Она признаётся, что, получив онкологический диагноз, многие впадают в растерянность от неизвестности. И тогда особенно важно получить поддержку от других – фонды и сообщества в этом помогают.

Для участниц проекта важно чувствовать себя красивой.
Из личного архива Альфии Гайнутдиновой
Для участниц проекта важно чувствовать себя красивой.

Москвичка Альфия Гайнутдинова из онкологического диспансера шагнула на подиум. Рак молочной железы она обнаружила самостоятельно при самообследовании. Несмотря на первую стадию, на МРТ обнаружились множественные очаги, и женщине сделали мастэктомию. Буквально сразу, едва узнав о диагнозе, от неё ушёл любимый тогда человек. Друзья и близкие остались рядом и помогали ей в борьбе с болезнью. По её словам, именно болезнь помогла расставить всё по своим местам и понять, кто есть кто.

Швы ещё не зажили, когда Альфия узнала о проекте, где люди "серебряного возраста" демонстрируют модные новинки российских модельеров. Через два года Альфия завоюет титул "Серебряная королева" в Южном округе и станет вице-королевой среди зрелых моделей Москвы.

– После выхода на подиум я поняла, что многое могу. Именно там я публично заявила, что у меня рак, и призвала женщин проверяться – ведь никто не застрахован от болезни, – рассказывает Альфия.

Однажды Альфия в "Московском долголетии" узнала о плейбек-театре, в котором актёры разыгрывают истории зрителей из зала. В Москве оказалась единственная в России студия, где все актёры – возраста 55+. Присоединившись к проекту "Химия была, но мы расстались", Альфия привезла своим новым знакомым спектакль. Теперь свои трагические истории героини смотрят со стороны, глазами зрителей. И в этом тоже мощный терапевтический эффект.

Ещё не зажили швы, когда Альфия вышла на подиум.
Из личного архива Альфии Гайнутдиновой
Ещё не зажили швы, когда Альфия вышла на подиум.

– Название нашего проекта, которому пять лет, подсказала одна из первых героинь, когда пришла к нам на фотосессию. Она сказала: "Рак – это бывший, а из токсичных отношений может и должен быть выход". Так родилась эта игра слов, – рассказывает Светлана Полякова. – Фототерапия – это особый вид поддержки, многие через фотографию получают вдохновение и желание двигаться дальше, открывают в себе таланты. Некоторые говорят о том, что боялись на себя смотреть в зеркало, а теперь видят, что очень красивы. Люди видят себя по-другому, за этот час они проживают целую жизнь. Кроме того, наши выставки помогают снижать онкофобию, которая мешает вовремя себя диагностировать.