Хирурги Склифа впервые в России удалили ребро через маленький прокол

Уникальную операцию провели хирурги института Склифосовского. Впервые в стране они удалили пациенту первое ребро через маленькие проколы в грудной клетке
Хирурги Склифа впервые в России удалили ребро через маленький прокол
Пресс-служба НИИ СП им. Н. В. Склифосовского
Вазген Котанджян во время операции.

Как рассказал Metro заведующий торакальным хирургическим отделением НИИ СП им. Н. В. Склифосовского Вазген Котанджян, 40-летний пациент страдал от врождённой аномалии строения рёбер, которые срослись между собой. Апертура грудной клетки начала доставлять непереносимые боли в руке около 10 лет назад. Рёбра сдавили нервы шейного отдела и подключичные сосуды, питавшие левую руку.

– У мужчины срослись первое и второе рёбра, они были деформированы. Он обращался к врачам, его даже прооперировали из подмышечного доступа, но лучше ему не стало. Состояние даже ухудшилось. Мы решили его прооперировать тораскопически, через проколы, – рассказал врач.

Сложность операции была в том, что достать ребро очень трудно. Во время первого хирургического вмешательства врачам не удалось это сделать. Однако позже через небольшие проколы они проникли в пространство между внутренней поверхностью грудной клетки и лёгкими, разделили ребро на фрагменты и постепенно извлекли его.

Синдром верхней апертуры грудной клетки
– это состояние, при котором нервы или кровеносные сосуды сдавливаются в области между ключицей и первым ребром, что может привести к боли, онемению или слабости в руке.

– Торакальное вмешательство переносится пациентом значительно легче. Мы получили доступ к ребру транспреврально (оперативный доступ через плевральную плоскость и диафрагму. – Прим. ред.). Так травматичность значительно меньше, чем при вмешательстве с помощью надключичного или подмышечного доступа. 

Вазген Котанджян рассказал, что главная сложность операции заключалась в том, что первое ребро находится очень высоко в плевральной полости. Рядом расположены крупные сосуды, если их повредить, начнётся кровотечение. Если задеть в процессе операции нерв, расположенный также вблизи первого ребра, двигательные функции могут полностью нарушиться.

При этом подобная операция выполняется только вручную, без помощи роботов. По словам врача, вместе с коллегами он тщательно изучил опыт зарубежных хирургов и успешно его применил.

– Пациент чувствует себя хорошо, рука у него работает. Раньше у него разбухали вены, при физической нагрузке рука сильно отекала – сейчас этого нет. Такие пациенты бывают нечасто, диагноз встречается у одного человека из ста тысяч. В случае необходимости мы вновь применим этот метод при подобной патологии, – заверил он.