"Хочу быть, а не казаться": Олеся Железняк рассказала о том, как попала в сказку

На экраны вышла семейная сказка "Баба Яга спасает мир". Metro поговорило с актрисой Олесей Железняк о работе, детях и мечтах
"Хочу быть, а не казаться": Олеся Железняк рассказала о том, как попала в сказку
Мила Жданова
Олеся Железняк давно мечтала сняться в сказке.

В сказочном лесу заканчивается действие заклятия Бабы Яги, благодаря которому тёмные силы не могут выйти в обычный мир. В этот момент в лес случайно попадает обычный школьник Сенька, который с Ягой отправляется в современный город на поиски дивноцвета – средства для спасения человечества. 

Сейчас в нашем кино мода на русские сказки: "Богатыри", "Конёк-Горбунок", "По щучьему велению"... Чем вас привлекла эта история?  

– Ну, к проекту меня привлёк режиссёр Карен Захаров, который сразу сказал, что проб не будет, потому что чего ему меня пробовать, он и так меня знает как артистку и ко мне относится с очень большой симпатией. На самом деле я в сказке давно вообще-то мечтала посниматься и поработать. И, собственно, мои надежды не были обмануты, потому что это такой материал чудесный, добрый, волшебный. И партнёры у меня замечательные: Люся Артемьева, Гриша Сиятвинда, Глаша Тарханова, Ян Цапник, Марат Башаров – ну, то есть все как на подбор. Поэтому, собственно, у меня даже раздумий не было.   

Большинство ваших героинь очень неоднозначные. Взять ту же Ларису Буханкину из "Сватов" – она вроде бы и вредная, и в то же время добрая. А какая ваша Кикимора? 

– Ну вот она тоже и вредная, и добрая. Мне кажется, она и сердобольная, она просто делает какие-то вещи, которые вредны, но потому что не знает, как по-другому, а на самом деле все её поступки продиктованы её добрым кикиморским сердцем. Вот. И в итоге как-то получается, что все заодно: и жители этого потустороннего мира, и жители настоящие, все борются за любовь, за добро, за дружбу. 

Каково было перевоплощаться в Кикимору? Говорят, у вас очень сложный грим был, а вместо обуви – какие-то необычные лапы...   

– Да, грим был сложный, причём у всех. Поэтому  пока гримируешься, вот и  перевоплощаешься. Был  пластический грим, и  костюмы сложные какие-то  заказывали силиконовые,  лапы силиконовые были,  какие-то сетки были  надеты, по-моему, даже маскировочные, их как-то  приспосабливали. 

А что было самым  сложным?  

– Сложно было, наверное, после того как ты 12 часов находишься в этом костюме, в перерыве снимать его с себя, а потом долго это всё заново надевать. То есть в течение дня, конечно же, там подправляли что-то, но, по сути, ты практически целый день находишься в этом "скафандре", ещё клеили какие-то ногти, с которыми ничего нельзя сделать руками. В общем, ты немножко был как бы в плену целый день. 

А вы своих детей на каких сказках воспитываете?  

– Ну, вообще, когда были дети маленькие, смотрели советские мультики, потом стали смотреть пиксаровские. Сама-то я в детстве любила вообще всё наше советское кино. Мне кажется, такие прекрасные сказки у нас были. Вообще я считаю, что нужно, чтобы детское кино снимали как взрослое. В том смысле, чтобы и музыку писали большие композиторы, и снимались большие артисты, и режиссёры снимали большие, то есть оно бы делалось не по остаточному принципу и отношение к нему не было как к чему-то второстепенному. 

А у вас была мечта какую-то сказочную героиню сыграть? Я думаю, вряд ли это была Кикимора?

– Ну, я так, вообще-то, вижу себя, конечно, какой-нибудь там Марьей-царевной. Но я благодарна за любой сказочный персонаж. У меня нет таких конкретных героинь, которых мне хочется сыграть. Вообще, в сказке играть – само по себе   удовольствие.  

Актриса театра и кино Олеся Железняк.
Мила Жданова
Актриса театра и кино Олеся Железняк.

А какими ролями в ближайшее время порадуете поклонников в кино и в театре?  

– Ну, в кино есть предложения, но пока про это говорить не буду, потому что сейчас они на уровне рассмотрения. А в театре много новых ролей в этом сезоне. У меня и "Старомодная комедия" вышла по Арбузову, "Последний поезд" по пьесе Дельмар "Дорогу завтрашнему дню", где я играю главную роль, и "Без вины виноватые", где я играю Кручинину. В общем, в театре работы хватает.  

Скажите, а ваши дети интересуются вашим творчеством? Вам интересно их мнение о работах мамы? 

– Да, мне очень интересно мнение моих детей, потому что дети, они как бы смотрят по-другому. Они, ну, неискушённые, что ли, мне кажется, они всё скажут как есть. Вот иногда приходят ко мне на спектакли, хвалят меня, мне приятно, конечно, это очень.  

...и хотят продолжить династию? 

– Ну, не знаю пока что. Хотя старший у меня учится в Щукинском училище, первый курс закончил. Будет он артистом или нет, покажет время. Но вот да, пытается, пытается...  

А вам бы этого хотелось? 

– Нет, мне не очень хотелось бы. Эта профессия сложная, она действительно очень зависима от всего. Понимаете, это такая профессия, в которой не попросишь роль, потому что как бы просить неудобно. А если у тебя роли нет, если ты не играешь, то получается, что ты и не артист... Тут очень много всего, это очень субъективная профессия, кому-то ты нравишься, кому-то нет. Вот вы меня спрашиваете про мои мечты, но мечтать же можно о чём угодно. Я, например, мечтаю там сыграть какую-нибудь красавицу или какую-то Алёнушку или Снежную королеву. Но кто меня такой увидит? Вот меня видят Кикиморой Болотной. Но, кстати, мне хватает чувства юмора понимать это и вообще то, как всё устроено в этой жизни. Но тем не менее профессия-то непростая. Конечно, очень много замешано на каком-то эгоцентризме тоже, потому что тут надо быть или лучшим, или никак, тут важна и победа тоже, не только участие.   

Кстати, о чувстве юмора. Вы производите впечатление человека очень жизнерадостного, позитивного. Это так на самом деле? Или маска? 

– Вообще-то, я, честно говоря, меньше всего хотела бы производить какое-то впечатление. Мне хотелось бы всё-таки быть, а не казаться, что называется. Но если произвожу впечатление, то и здорово, что так. Знаете, кто-то говорил из клоунов, что на самом деле нет грустнее человека, чем клоун, потому что человек, который смеётся, на самом деле знает, что такое грусть. Для меня такой пример – Юрий Никулин, которого я очень люблю как артиста и его чувство юмора мне очень близко. Но я думаю, что, несмотря на юмор и позитив, он был очень грустным человеком.   

5 ФАКТОВ О ЗВЕЗДЕ  

Детство. Родилась в простой семье грузчика и швеи, приехавшей в Москву с Украины. Однажды Олеся пошла на кастинг в театральную студию на Арбате, и её приняли. Увидев театр изнутри, девочка влюбилась в него навсегда.   

Юность. С первой попытки поступить в ГИТИС не удалось, и Олеся пошла в цирк, ездила по миру с гастролями. Но надежды поступить в театральный не теряла. Снова подала документы, и её приняли на курс к Марку Захарову.   

Театр. Закончив ГИТИС, вошла в состав труппы "Ленкома". Первым её спектаклем был "Варвар и еретик". Потом последовали "Жестокие игры", "Юнона и Авось", "Поминальная молитва" и другие знаменитые спектакли театра, в которых Олеся занята по сей день.  

Кино. Известность в кино Олесе принесла роль провинциалки, приехавшей в столицу покорять шоу-бизнес, в фильме "Ландыш серебристый". А всенародная любовь пришла с выходом сериала "Сваты", где Олеся сыграла вредную соседку Лариску.  

Личная жизнь. Олеся замужем за актёром Спартаком Сумченко. У супругов четверо детей: Савелий, Агафья, Прохор и Фома.