Художники на фестивале "Заповедное" записали в сокровенное разговоры на ушко и генератор оптимизма

В музее-заповеднике "Горки Ленинские" проходит паблик-арт фестиваль "Заповедное", самый масштабный фестиваль современного искусства в Московской области. Metro рассказывает об арт-объектах – размышлениях художниках о границах внешнего и личного – "заповедного"
Художники на фестивале "Заповедное" записали в сокровенное разговоры на ушко и генератор оптимизма
предоставлено паблик-арт фестивалем "Заповедное"
Художник Гриша Joy сделал этот арт-объект из вещей, которые нашёл на складе в заповеднике, и представил его как портал между эпохами.

На время фестиваля музей-заповедник превратился в ожившую лабораторию памяти. Художники, используя некоторые объекты, найденные здесь, на складе, сделали их проводниками между личным и коллективным. Как рассказывает Вера Ершова, куратор фестиваля, "заповедное" – не только охраняемая государством территория, но и то, что каждый нежно бережёт: воспоминания, интерпретации, личную историю, вплетённую в историю общую. И фестиваль – про то, как важно это сохранять. 

Цифра
36
арт-объектов представлены на паблик-арт фестивале "Заповедное". Часть из них расположена в историческом здании конюшни, часть под открытым небом – на территории заповедника.

– Мы не запоминаем все события, так же, как они и не сохраняются в истории. Они остаются с нами согласно индивидуальной сетке восприятия, – объясняет Вера Ершова. – Воспоминания мы формируем удивительным образом в личный пазл. Можно наглядно наблюдать, как какие-то события меняются, встраиваются друг в друга и со временем трансформируются. И этот процесс мы попытались передать в застывших твёрдых материалах и оживших в медиа арт-объектах.  

Вера Ершова, Гриша Joy. "Призрачная археология" 

Художники использовали в арт-объекте около 3–4 тысячи плафонов.
Предоставлено паблик-арт фестивалем "Заповедное"
Художники использовали в арт-объекте около 3–4 тысячи плафонов.

В историческом здании конюшни художники нашли как сокровище примерно 6 тысяч стеклянных колб от керосиновых ламп в коробках с наклейками American tomato soup. Это артефакты советской эпохи – случайные путники времени. Никто не знает, как они здесь оказались: то ли реквизит киношников, то ли чья-то "зарплата". Их история навсегда останется загадкой, и именно это делает их ценными. Вера Ершова рассказывает, что, создавая объект, колбы мыть не стали, а дали им свет и пространство, позволяя полуразрушенной бетонной плите самой диктовать расположение. Неровности пола, выбоины и трещины выстроили эти хрупкие плафоны то ли в морской прибой, то ли в арктический ледник, сохраняя застывшие осколки другой эпохи. Каждая колба, которая никогда уже не станет лампой, превращается в капсулу времени и освещает теперь не физическое пространство, а наши воспоминания. Это материальное воплощение незначительных, но важных моментов, которые десятилетия пылятся в тёмных уголках памяти, ожидая, что когда кого-то зажжёт там свет. 

Ольга Бажко. "Говорите тише, вас не слышно"

Художница назвала работу "интимным украшением, предназначенным для близкого контакта".
Маша Ильина / Газета Metro
Художница назвала работу "интимным украшением, предназначенным для близкого контакта".

Арт-объект, связанный художницей крючком самостоятельно, напоминает нам о тишине в мире, где слишком много крика. Крик – вторжение, приказ, нарушение границ, а тишина будто сложное ручное кружево, нежная паутина смыслов, которую можно расслышать только на ушко. Эта работа не кричит, а "говорит" шёпотом: настоящее общение происходит, когда мы находим смелость открыть друг другу своё "заповедное" – личное, сокровенное, то, что обычно остаётся за плотно закрытыми границами души. В узоры художница вплетает память о поколениях женщин, чьи тихие жесты, стежок за стежком, петля за петлёй, создавали мир уюта и наполняли дом теплом и любовью, оставаясь почти невидимыми. Здесь "заповедное" – хрупкое пространство, где рождается настоящее общение. 

Аня Салимзянова. "Вверх, вниз, посередине"

По словам самой художницы, этот арт-объект об уязвимости частного в турбулентности сложных времён.
предоставлено паблик-арт фестивалем "Заповедное"
По словам самой художницы, этот арт-объект об уязвимости частного в турбулентности сложных времён.

Этот арт-объект рождается из пересечения личной истории c историей заповедника. Он сделан из тканевых кругов, которые повторяют контуры камней из серёг последней владелицы усадьбы Зинаиды Морозовой-Рейнбот. Будто в её украшениях застыла история "Горок Ленинских". На ткани – архивные снимки: конюшни, посетители разных лет, строений усадьбы. Изображения сквозь ткань времени – немного размытые. Заповедник становится местом исторического преломления. XX век оставил свои следы, как слои в геологическом срезе: революционный пыл соседствует с мещанским уютом, личные драмы – с глобальными переломами. В этом месте особенно остро чувствуется, как частная жизнь оказывается втянутой в водоворот событий, как личные вещи остаются музейными экспонатами. 

Художница играет с хрупкостью памяти, уязвимости частного в турбулентности сложных времён. Это метафора того, как мы постоянно переосмысляем прошлое – то, что вчера казалось незначительным, завтра может оказаться ключом к пониманию всего происходящего.

Сергей Катран, Олег Макаров. "Генератор Оптимизма"

Конечно, Стив Джобс не привозил в СССР "Генератор Оптимизма".
предоставлено паблик-арт фестивалем "Заповедное"
Конечно, Стив Джобс не привозил в СССР "Генератор Оптимизма".

В запасниках усадьбы художник обнаружил покрытую патиной времени капсулу альфа-массажа и окрестил её "Генератором Оптимизма". Этот артефакт стал мостом между реальной историей и художественным вымыслом. История объекта переплетается с удивительным фактом: в 1985 году Стив Джобс приезжал в СССР, настроенный очень оптимистично. Он мечтал покорить советский рынок компьютерами Macintosh. Планы его потерпели крах, но один ПК всё же нашёл своё место в "Горках" – его купили для управления двигающимися фигурами в мультимедийной инсталляции, которые тогда художники сделали в музее заповедника. Сергей Катран предлагает нам поверить в чудодейственные свойства капсулы. Будто бы она способна активировать в человеке "нейроны радости", причём эффект напрямую зависит от душевных качеств: добрые люди заряжаются оптимизмом на недели, чёрствые – лишь на считанные часы. Даже в нерабочем состоянии этот странный аппарат будто излучает едва уловимые волны надежды. Этот арт-объект – тонкая игра с нашей коллективной памятью, где капсула стала материализованной метафорой механизма по производству счастья для тех, кому его очень не хватает. 

Кураторский проект при участии студентов ИСИ ИБ. "Каллы" 

Рисунок благородных цветов на советской кафельной плитке в бывшем санузле.
Маша Ильина / Газета Metro
Рисунок благородных цветов на советской кафельной плитке в бывшем санузле.

Цветы и фарфор занимали важное место в жизни владелицы усадьбы Зинаиды Морозовой-Рейнбот. Первое как источник дохода, второе – как предмет коллекционирования. Художница перенесла изображение калл с хрупкой вазы XIX века на советскую кафельную плитку в бывшем хозяйственном помещении. Цветы, когда-то украшавшие бальные залы, смотрят на нас со стен пространства, далёкого от пышной торжественности. Этот жест актуализирует вопрос сохранения и утраты. Совмещение разных материалов и пластов времени делает видимым скрытые связи между личной историей, культурной памятью и утилитарной функцией. Синий цвет, который обволакивает пространство, отсылает к советской эстетике – такой могла бы быть плитка в Доме культуры или санатории, и влияет на наше восприятие, усиливая эффект. 

Александр Кривошапкин. "Вечером в среду после обеда…"

Ковёр ведёт к части монумента, на котором памятника нет. Так забываются когда-то важные для нас события и переживания.
предоставлено паблик-арт фестивалем "Заповедное"
Ковёр ведёт к части монумента, на котором памятника нет. Так забываются когда-то важные для нас события и переживания.

Строчку из заставки детской передачи "Зов джунглей" мог продолжить каждый, кто ребёнком застал эпоху "девяностых". Сегодня её никто не помнит, даже те, кто когда-то с нетерпением ждал вечера среды. Также и с идеалогиями, которые определяют сознание и быт целых поколений, и затем сменяют друг друга в череде эпох – в итоге сходят со своих постаментов и растворяются в глубине времени. Этот арт-объект – археология коллективного забвения. Ковёр, намертво вросший в остатки пустого монумента, установленного на территории рядом с бюстами ушедших вождей, становится метафорой самой памяти. В этом странном диалоге возникает вопрос: что на самом деле сохраняет история? Возможно, настоящие памятники времени – не монументы, а те самые забытые фразы из детства, которые неожиданно всплывают в памяти и на мгновение возвращают нас в счастливое прошлое. 

Ульяна Лев. "Несиние"

Вдохновляясь формами ростков и тела человека, художница создала арт-объекты, размышляя, как бы выглядел мир, если бы человечество и природа жили в танце взаимного развития.
предоставлено паблик-арт фестивалем "Заповедное"
Вдохновляясь формами ростков и тела человека, художница создала арт-объекты, размышляя, как бы выглядел мир, если бы человечество и природа жили в танце взаимного развития.

Вазы, прорастающие из земли словно древние артефакты забытой цивилизации, несут в себе двойную природу – в их формах угадываются изгибы человеческого тела и нежные линии тянущихся к свету ростков. Эти гибридные объекты становятся порталом в альтернативную реальность, где эволюция пошла по пути симбиоза, а не доминирования. Кажется, что объекты выстроены в медленном танце, где люди и растения учатся взаимодействовать друг с другом. Неровные формы ваз, будто застывшие в момент трансформации, предлагают пересмотреть концепцию прогресса – что если следующая ступень развития не в покорении природы, не в потреблении её, а в выстраивании с ней диалога. Синий – цвет мистицизма, глубокий оттенок бесконечности и намёк, что будущее – не в бездумном потреблении зелёных ресурсов, а в способности увидеть в травинке соавтора нашей истории. Художница размышляет, что, возможно, будущее человечества в умении увидеть в растении не ресурс, а мудрого собеседника.

Алёна Ковалли. "0,1с" 

Арт-объект о "нелинейности времени", когда ситуации могут пересекаться на разных уровнях.
Маша Ильина / Газета Metro
Арт-объект о "нелинейности времени", когда ситуации могут пересекаться на разных уровнях.

Инсталляция, где десятки кварцевых механизмов и каждый тикает по-своему, выглядит словно лес – только электрический. Стрелки движутся в рассинхроне, превращая экспозицию в пульсирующий организм и создавая тревожную полифонию. В этой работе автор видит время, как соединение множества пересекающихся версий настоящего и прошлого. Она обращается к пространству заповедника, как к месту, где пласты времени наслаиваются друг на друга, формируя иной, отличный от привычного поток времени. Художница предлагает зрителю буквально войти внутрь этого опыта и ощутить нелинейность времени визуально и акустически.