
– Лесотерапия начинается с запроса, – говорит Нина Смирнова, лесной терапевт нашей группы. – И прежде чем мы пойдём в этот лес, который ещё месяц назад был диким, предлагаю внести в прогулку нотку волшебства.
Женщина протягивает метафорические карты. Мне попадается со староцветом, а сверху – послание: "Неизбывный покой". Нина объясняет, что это – карта вдохновения, а староцвет считают проводником в другие миры.
Запрос ясен – побыть в мире, где царствует природа.

Желающие сначала общаются с медиками: можно проверить давление, пульс и другие показатели – до и после прогулки. Японцы, которые уже давно практикуют "лесные купания", или "синрин-йоку", путём исследований выяснили, что долгие, вдумчивые прогулки по лесу – целебная практика.
Нормализуется артериальное давление, расслабляются и приходят в равновесие тело и разум, снижается болевой порог и повышается восприимчивость к впечатлениям.

Автор проекта Нина Гомиашвили решила усилить эффект – так на тропе появилось искусство: художники естественным образом вписали в природу свои арт-объекты. Нам их и предстояло найти.
Ступаем на тропу – под ногами опилки. Их рассыпали специально, потому что места здесь топкие – и чтобы с пути не сбиться.
Нина показывает на кроху-полёвку. Всматриваемся – она сидит на самом краешке бруска, который освещает солнце, едва пробивающееся сквозь густые деревья.
– Во время прогулки будем искать то, что соотносится с нашим внутренним ребёнком, – предлагает Нина. – "Ребёнок" может откликнуться в мышке или самом крошечном листике, который ничего не знает о жизни. "Родитель" чему-то вас научит. "Взрослый" – мудрая часть леса. Для меня это мхи и лишайники, существующие на нашей планете миллионы лет, как и папоротники. Они застали ещё динозавров.

Часть группы немного отстала – оказывается, Игорь уже нашёл "родителя" – им оказался огромный дуб, как сказала лесотерапевт, возрастом около 150 лет и почти весь живой. Оказывается, чтобы определить возраст дерева, нужно измерить диаметр ствола и поделить на 2,5.
Нина предлагает обратить внимание на множество оттенков зелёного и послушать лес. Кто-то слышит шум ветра, кто-то – шуршание опилок под ногами, а я – пение зяблика. На мгновение нас накрывает абсолютная тишина.
– Какой же тихий лес нам достался! Такое ощущение, что мы сбежали от цивилизации далеко-далеко, – удивилась Полина.
– Только это лишь ощущение. Лес, как и любой организм, живой. Никогда не засыпает. В нём всё время что-то происходит, – отвечает Нина. – Например, самая живая часть леса – это поваленное дерево. Миллионы короедиков рыхлят пути для бактерий и семян, и спустя время начинают появляться ростки деревьев.

Так мы подошли к первому арт-объекту "Арбоид" Ивана Щетинина – дереву, собранному из брусков дуба, клёна и вяза. Их можно покрутить, создать иную форму или "достроить" из частей, которые стоят рядом. Нина объясняет, что лес, как и люди, имеет свою границу и настроение. А этот объект, с которым нужно взаимодействовать, напоминает об эмоциональной и физической связи с окружающей природой.

То спускаясь, то поднимаясь по холмистой местности заповедника, встречаем на свеженьких опилках такие же свеженькие "бомбочки", явно заячьи. Чуть не угодив в них, Игорь ахает и шедших сзади предупреждает о "подарке" – верно, мы здесь лишь гости.

Заворачиваем за поворот и замираем – внизу, в будто специально созданном овраге, огромный скелет то ли динозавра, то ли кита. "Останки" сделала Саша Нестёркина из упавших веток и деревяшек, собранных здесь, и создала арт-объект на природном овраге.
Художница, которую всегда интересовали различные цивилизации, вдохновившись ландшафтом, напоминает: все люди – часть чего-то большего, чем мы о себе думаем.

А следом видим "Экран" Бранимира Шоуца, пожалуй, самый интересный арт-объект на тропе. Это щит из маленьких круглых "зеркалец", тончайших металлических листов, склеенных вместе, объёмных. И лес, и мы, и солнце – всё отражается в них со всех сторон, и в каком измерении находимся – сразу непонятно. Куда ни взглянешь – бездонность. Нина объясняет, что в терапии люди часто боятся оглядываться назад, а это также полезная практика, чтобы научиться смело двигаться вперёд.

И предлагает отдохнуть – посидеть на сделанных на тропе забавных скамеечках, напоминающих перевёрнутые шляпки грибов. Достаёт калимбу и предлагает по очереди на ней поиграть. "С одной стороны, вы здесь с компанией, с другой – с собой, с третьей – наедине с лесом".
Мы замираем и подчиняемся. Слышим звуки калимбы, шелест листьев, пение птиц, шуршание одежды и взлетающий из Домодедово самолёт.
– Если звук самолёта вас ещё напрягает, значит, стресс ранит по-прежнему. Когда отпустите его, никакие звуки вас не заденут. Они будут гармонично сосуществовать в вашем едином с природой пространстве, – едва слышим мы голос лесного терапевта.