Игорь Волгин рассказал о победе в номинациях "Поэт года" и "Писатель года" за 2021 год

В Концертном зале Правительства Москвы объявили лауреатов премий "Поэт года" и "Писатель года". Metro поговорило с победителем
Председатель Фонда Достоевского Игорь Волгин
Владимир Трефилов / @ РИА "Новости"

Гран-при обеих премий за совокупность заслуг в области развития русской литературы получил известный писатель и историк, достоевсковед, поэт и телеведущий Игорь Волгин. 

Скажите, кем вы себя больше ощущаете – поэтом или писателем? 

Начинал я как поэт. Мои первые книги – книги стихов. А потом наступил момент, когда я ушёл в историческую прозу и довольно много книг написал об истории русской литературы, о Достоевском в частности. Эта историческая проза меня целиком поглотила. Но поэзия не прощает измен даже с Достоевским. И только после большого перерыва, 20–25 лет, где-то в начале 2010-х годов, я вдруг начал снова писать довольно много стихов, причём совершенно других. И это очень приветствовал в своё время покойный ныне Евгений Евтушенко. Сейчас вышел большой том "Homo Poeticus. Стихи и о стихах". В него вошли и новые, и старые стихи,  а также много работ, связанных с критикой  поэзии. Там мои статьи о Заболоцком, Багрицком, заметки о Слуцком, о Бродском и так делее. И я думаю, появление этого тома также учли члены жюри при присуждении премии, поскольку она даётся по совокупности заслуг. 

Что вас лично в наше непростое, практичное и прагматичное время вдохновляет на поэзию? 

На поэзию вдохновляет то, что и всегда вдохновляло.  Ну попробуйте изъять из русской литературы, из русской истории Пушкина, Некрасова, Лермонтова – это будет история другой страны, очень скучной. Вдохновляет то, что с нами происходит как в нашей сокровенной жизни, душевной, интимной, так и в жизни общественной, события как внутри страны, так и вне. Я вспомнил стихи поэта Владимира Соколова: "Вдали от всех парнасов, / от мелочных сует / Со мной опять Некрасов / и Афанасий Фет".  С одной стороны, Некрасов, поэт гражданский, с другой – Фет – поэт как бы чистого искусства, его в этом обвиняли. Это все совместилось, наш век снял эти противоречия, совокупил Фета и Некрасова. Нет чистого искусства, нет гражданских поэтов.  Как говорил Бродский, поэзия не имеет эпитетов. Те  же чувства, те же мотивы появления стихов, которые были всегда, а именно: внутренние переживания, состояние мира, то есть то,  что можно выразить только в стихах, то, на что могут уйти годы научных работ, годы прозы, поэт может выразить одной строчкой. Я часто цитирую высказывание из нобелевской речи Иосифа Бродского, который сказал, что "поэзия – это наша видовая цель". Но это не значит, что все поголовно станут в будущем поэтами.  Это была бы страшная картина. Он имел  в виду, что у каждого человека в будущем будет мироощущение поэта. Человек будет мир воспринимать как поэт. Homo Poeticus, я так и назвал свою книгу. Конечно, бывали и более благоприятные эпохи для развития поэзии, чем сегодня. Возьмите наши 60-е годы, когда  поэзия была в фокусе общественного внимания. Это Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, Белла Ахмадулина. Это был фокус внимания, потому что поэзия замещала собой все остальные виды общественной деятельности. Политику она заменяла, философию.Сейчас другое, конечно, время, но поэзия остаётся вечной. Другое дело, что некая глухота наступает к поэзии. Хотя она была всегда, но сейчас особо, поскольку поэтический звук не востребован. Это не значит, что его нет. Но его появление не зависит от слуха читателей. Потому что самые сокровенные чувства человека и нации выражаются через поэзию. 

А не получается ли так, что сегодня поэзию молодёжи заменяет, например,  рэп?

В какой-то степени да. Причём рэп – достаточно интересная вещь, связанная с современным мышлением, но рэп – это лишь один из поэтических жанров, он существует только в устном исполнении, не закрепляется на бумаге. Он здесь и сейчас, мгновенно. Это одноразовый акт. Он вполне имеет право на существование, тем более если талантливый автор и если он играет смыслами. 

А вы могли бы выделить кого-то из современных рэп-исполнителей?

Оксимирон, например,  или Гнойный – наиболее культурные авторы. Есть совершенно бескультурные, которые эксплуатируют эту манеру, но там ноль содержания. А есть действительно образованные люди, мастера этого дела, культурные, знающие поэзию, использующие её приёмы. И поскольку это становится средством массовой культуры, то мне это тоже очень интересно.

Как вы планируете распорядиться своей премией? 

Всю свою премию, я не знаю, сколько она составляет, но, должна быть, значительная сумма, я, как и сказал на церемонии награждения, передаю Красному Кресту в помощь детям. Поскольку жизнь сейчас тяжёлая, слезинка ребёнка увеличилась в объёме, времена трагические, драматические, и дети очень страдают, я решил поступить так.

Интересные факты о Волгине

•    Родился в 1942 году в городе Молотов (ныне – Пермь).

•    Ещё во время учёбы в МГУ стал известен как поэт, печатался в журналах "Октябрь", "Новый мир", "Юность", "Москва".

•    В 1968 году создал (и до сих пор бессменно возглавляет) литературную студию МГУ "Луч". 

•    Создал первый в мире цикл работ о "Дневнике писателя Достоевского" и таким образом положил начало целой научной школе. 

•    На факультете журналистики МГУ читает курс «История русской журналистики XIX века», ведет спецкурсы и спецсеминары.